Почему дергается стрелка тахометра на холостом ходу (плавают обороты)?

Причины возникновения неисправности тахометра

Чаще всего признаком поломки измерителя является “неадекватное” поведение стрелки. Если замерла или дергается, нужно искать источник проблемы. В этом случае стоит отремонтировать или заменить устройство.

Если не работает тахометр, “ведущие” функции машины не страдают. Но опытные автовладельцы предупреждают, что некорректные показания прибора не позволяют вовремя идентифицировать проблему с двигателем. Если игнорировать это, есть риск столкнуться с необходимостью ремонта или вообще монтажа нового силового агрегата.

Если не работает тахометр, причины могут быть в установке силиконовых прототипов заводской проводки зажигания (стрелка при этом дергается). Так происходит из-за изменения импульса электротока. Чтобы диагностировать неисправность, снизьте резисторное значение на плате коробки передач. Еще проверьте датчик оборотов — возможно, он передает ошибочные данные. Ну и, конечно, всегда есть вероятность отказа самого устройства.

Прыгает стрелка тахометра: причины и устранение неисправностей

Тахометр — специальный прибор, информирующий о частоте вращения коленвала мотора. Ориентируясь на его показания, водителю проще выбрать режим работы двигателя. Что делать, если прыгает стрелка тахометра? В такой ситуации, считывать показания с прибора сложно, а полученная информация является недостоверной. Ниже рассмотрим устройство тахометра, его виды, основные неисправности и пути их устранения.

Виды тахометров

Сегодня выделяется два типа таких приборов:

  • Аналоговые — устройства, в основе которых лежит магнитная катушка индукционного типа. Благодаря ее действию, стрелка прибора перемещается по шкале и информирует о частоте вращения коленвала. Такой тип прибора, как правило, устанавливается на заводе и применяется на большей части авто. Его размеры чаще всего такие же, как у спидометра, а на приборной панели они находятся рядом друг с другом. Подобное расположение удобно, ведь необходимая информация находится перед глазами, и нет необходимости отвлекаться от дороги.
  • Цифровые. Главное отличие таких приборов — в отображении данных о частоте вращения коленвала на диодном или ЖК-дисплее. Передача информации осуществляется специальным датчиком, который может быть магнитным или электронным. В первом случае, устройство фиксирует прохождение коленчатым валом определенной точки, около контролирующего прибора. В ситуации с электронным датчиком, информация снимается с помощью луча света, который отражается от находящихся рядом приборов и помогает определить частоту вращения. Цифровой тахометр наиболее удобен, когда необходимо настроить работу мотора или произвести какую-либо работу, на электронном блоке зажигания.

Все тахометры различаются местом для монтажа. Они бывают двух типов — заводские (штатные) и выносные (купленные автовладельцем). В роли штатных приборов, чаще всего применяются аналоговые тахометры.

На некоторых автомобилях, производитель не предусматривает прибора, показывающего частоту. В этом случае, можно приобрести выносной тахометр и установить его в удобном для себя месте

Такие устройства часто применяются на гоночных авто, где важно иметь точные показателя оборотов коленвала. Именно на них ориентируется водитель, при переключении скоростей

Более того, монтируются специальные сигнализаторы, которые сообщают о достижении конкретного числа оборотов.

Практика показала, что информация со стрелочных приборов считывается и воспринимается лучше. Но если прыгает стрелка тахометра, ориентироваться на информацию сложнее. С позиции точности, цифровые приборы в этом отношении выигрывают у своих «собратьев»

Но, в обычных условиях эксплуатации авто, это не так важно

Устройство

С помощью тахометра, человек за рулем получает точную информацию, когда лучше переключить скорость и обеспечить двигателю наиболее экономный режим работы. Начинающим водителям наличие такого прибора помогает, ведь они могут ориентироваться по стрелке и принимать решение о необходимости переключения скоростей. Если указатель приблизился к красной области, необходимо перевести селектор КПП на одну ступень вверх. Прибор может применяться и для решения других задач — регулировки работы двигателя в режиме ХХ, а также получения информации о частоте вращения коленвала, в процессе движения.

Распространенные места подсоса воздуха

  • Неплотно зажатые хомуты патрубков, вакуумных шлангов.
  • Трещины резиновых шлангов, патрубков. Чаще всего встречаются вблизи хомутов, в местах соприкосновения с элементами навесного оборудования.
  • Порванная мембрана вакуумного усилителя тормозов.
  • Негерметичность вакуумных клапанов (PCV, EGR, клапан продувки абсорбера). Причина подсоса — негерметичная мембрана, но не стоит исключать трещины корпуса. Если на автомобиле установлено ГБО, проверьте вакуумный корректор.

На автомобилях японского производства при поиске неисправностей уделите внимание системе вакуумных клапанов, участвующих в регулировке прогревочных оборотов и открытии каналов добавочного воздуха

  • Трещина пластикового впускного коллектора вследствие заводского брака либо механических повреждений. Нередко такие коллекторы состоят из нескольких элементов, собранных на уплотнительных прокладках. Если прокладки вследствие температурных нагрузок в обжатом состоянии дубеют, через них будет подсасывать воздух во впускной коллектор.
  • Неплотное прилегание впускного коллектора к ГБЦ.
  • Изношенные либо неправильно установленные уплотнительные колечки топливных форсунок.
  • Износ оси вращения дроссельной заслонки в корпусе (очень часто встречается на Mitsubishi Lancer 9).

Двигатель дергается на холостом ходу: основные причины

Режим холостого хода предполагает работу ДВС на самых низких оборотах, когда педаль газа не нажата и воздух подается в цилиндры в обход дроссельной заслонки.

Как правило, в режиме холостого хода силовой агрегат не передает крутящий момент на колеса автомобиля, так как данный режим задействуется во время стоянки автомобиля с заведенным двигателем, при движении на нейтральной передаче «накатом», а также в моменты выжима сцепления для переключения передачи и т.д.

В процессе эксплуатации ТС с различными типами моторов и систем питания (бензин, дизель, инжектор, карбюратор) достаточно большое количество водителей сталкиваются с тем, что двигатель дергается на холостых оборотах.

При этом для такой проблемы характерно то, что при повышении оборотов или после того, как двигатель начинает нагружаться, симптомы пропадают.

Если иначе, подергивания мотора исчезают после перехода ДВС в другой режим работы. Далее мы поговорим о том, почему двигатель подергивается на холостых оборотах, а также как обнаружить и устранить неисправность.

Почему дергается двигатель на малых и холостых оборотах

Итак, если машина дергается на холостых, причин для такой неисправности может быть несколько. Чаще всего проблемы затрагивают систему зажигания и систему питания, реже выходят из строя элементы системы управления двигателем или детали внутри ДВС.

  • Прежде всего, следует исключить повреждения подушек двигателя, так как усиление вибраций от ДВС в этом случае часто происходит именно на ХХ. Если с подушками все в норме, тогда подергивания силового агрегата могут возникать по причине сбоев в работе одного цилиндра.
  • Наиболее распространенной причиной являются свечи зажигания, а также высоковольтные бронепровода. Зачастую свеча зажигания может оказаться поврежденной, грязной от нагара и т.д., в результате чего искра на ней есть, но очень слабая или нестабильная, подается не под тем углом.

К аналогичным симптомам в виде подергивания мотора также приводит повреждение изоляции высоковольтных проводов, когда искра «пробивает». Дополнительного внимания заслуживает и катушка зажигания, коммутатор, модуль зажигания, трамблер. В зависимости от того, какая система зажигания установлена на тот или иной двигатель, все ее элементы нужно проверять поочередно.

После диагностики системы зажигания нужно переходить к системам топливоподачи и подачи воздуха. Как правило, неисправными или загрязненными могут оказаться инжекторные форсунки. Также проверяются топливные фильтры, топливные магистрали следует осматривать на предмет утечек.

Отметим, что обычно топливная система является виновником провалов и рывков во время работы ДВС под нагрузкой, однако и в режиме холостого хода горючего может быть недостаточно или оно подается в двигатель с перебоями. Пошагово необходимо проверять карбюратор и его регулировки, инжектор и отдельные элементы системы, бензонасос и т.д.

Еще добавим, что в случаях, когда двигатель дергается на холостых, необходимо убедиться в том, что в нормальном состоянии находится не только топливный, но и воздушный фильтр.

Дело в том, что если фильтр воздуха грязный, двигателю может быть недостаточно кислорода для приготовления правильной по составу топливно-воздушной смеси. То же самое справедливо и в случаях, когда в системе питания происходит завоздушивание или на впуске имеет место подсос лишнего воздуха.

В любом случае, смесь может оказаться слишком обогащенной или обедненной, при этом не происходит нормального и своевременного сгорания такого заряд в цилиндре. Параллельно в подобной ситуации еще сильнее покрываются нагаром свечи, дополнительно ухудшается искрообразование.

На инжекторных моторах причиной подергивания на холостых в ряде случаев является электронная система управления двигателем (ЭСУД). В подобной ситуации следует учитывать, что указанная система включает в себя целую группу различных электронных датчиков и исполнительных устройств, которые обмениваются данными с контроллером (ЭБУ).

Не работает тахометр на Ладе Калине

На левой стороне комбинации приборов легкового автомобиля Лада Калина, установлен тахометр, по которому водитель может определить частоту вращения коленчатого вала двигателя. Неисправности в электрической цепи этого прибора могут приводить либо к полному прекращению его показаний (стрелка тахометра при работающем двигателе лежит на нуле), либо к скачкам стрелки по шкале, что не позволяет определить точное число оборотов коленвала.

Первое, что делают водители в этом случае, открывают капот и на пару минут снимают минусовую клемму аккумуляторной батарей, пытаясь таким образом сбросить ошибки из памяти контролера. Если это не помогло восстановить работоспособность тахометра, тогда необходимо провести диагностический тест на выявление номеров ошибок. Для этого, пальцем руки, нажимаем на кнопку, при помощи которой сбрасывается суточный пробег в одометре комбинации приборов. И не отпуская её, поворачиваем ключ в замке зажигания в положение «зажигание включено».

Все стрелки приборов должны начать движение из нулевого положения в конечное и обратно. Если стрелка тахометра не начала движения или движение начала, но не вернулась в исходное положение, то это будет говорить о том, что неисправность находится внутри комбинации приборов. Учитывая то, что шаговые электродвигатели, при помощи которых перемещается стрелка тахометра, и монтажные платы в розничную продажу не поступают, менять придётся всю комбинацию приборов в сборе.

Если тахометр успешно прошёл тест, тогда неисправность придётся искать за пределами комбинации приборов. Самостоятельно, большинство водителей, могут проверить только состояние клемм в колодках электрической цепи тахометра, так как это можно сделать визуально. В первую очередь нужно проверить клемму №30 низковольтного входа тахометра, к которой должен подходить коричнево-красный провод, идущий от электронного блока управления (ЭБУ). Для этого потребуется снять комбинацию приборов, отсоединив от неё колодку жгута проводов. Клемма №30 не должна быть согнутой или иметь следы коррозии.

Также следует проверить клеммы колодки низковольтной цепи модуля зажигания, так как именного с него поступает сигнал в электронный блок управления, о частоте вращения коленчатого вала двигателя. Если с этими клеммами всё в порядке, тогда остаётся только проверить ЭБУ, но это лучше доверить грамотному специалисту, хорошо разбирающемуся в автомобильной электронике.

Как РХХ влияет на холостой ход?

 Обороты могут плавать в случае неправильной работы регулятора холостого хода. РХХ – ключевой элемент стабилизации холостого хода. Он необходим для регулировки проходного сечения байпасного канала, сообщающего впускной тракт до дросселя и задроссельное пространство в те момент, когда ДЗ полностью закрыта. С помощью РХХ блок управления двигателем увеличивает количество воздуха, поступающее во впускной коллектор при возрастании нагрузки на двигатель в режиме холостого хода. Речь о включении мощных электрических потребителей (вентилятор отопителя, фары, стеклоочистители, обогрев стекла и т.п.).

Принцип работы регулятора основывается на перемещении штока, блокирующего байпасный канал. В обесточенном состоянии клапан перекрывает канал под действием возвратной пружины

При подаче питания шаговый электродвигатель (количество шагов регулируется скважностью сигнала) втягивает шток на необходимое расстояния, изменяя тем самым проходное сечение канала. Признаки неисправности регулятора холостого хода:

  • плавают обороты двигателя;
  • двигатель глохнет на ходу при выключении передачи;
  • мотор работает неустойчиво и может заглохнуть при включении кондиционера, мощных электрических потребителей;
  • отсутствие прогревочных оборотов (1100-1300 об./мин);
  • при резком сбросе газа обороты медленно опускаются, зависают.

Возможные неисправности

  1. Загрязнение канала, штока, появление на штоке ржавчины. Ход клапана  затруднен, поэтому ЭБУ не может точно регулировать сечение байпасного канала.
  2. Неисправность электродвигателя. Нередко причиной выхода из строя становится разгерметизация корпуса РХХ, из-за чего внутрь попадает пыль и влага.
  3. Обрыв проводов питания, появления окислов на контактах разъемов, слабый контакт в соединительных колодках.

Схема управления регулятором внутри ЭБУ крайне надежна и выходит из строя в случае попадания внутрь блока влаги, замыкании питающих проводов и при механическом повреждении дорожек, элементов печатной платы.

Тахометр ВАЗ 2106

Первым автомобилем из семейства «Жигули», оборудованным тахометром, стал ВАЗ 2103. Ни «копейки», ни «двойки» такого прибора не имели, однако без проблем ездили и ездят по сегодняшний день без него. Зачем же конструкторам понадобилось устанавливать его на панель?

Предназначение тахометра

Тахометр служит для измерения частоты вращения коленчатого вала. По сути, он является счётчиком оборотов, показывая их количество водителю посредством отклонения стрелки шкалы на определённый угол. С его помощью человек, сидящий за рулём, видит, в каком режиме работает силовой агрегат автомобиля, а также, нет ли на него лишней нагрузки. Основываясь на полученной информации водителю легче выбрать правильную передачу. Кроме этого тахометр незаменим при настройке карбюратора. Именно его показатели учитываются при регулировке холостого хода и качества топливной смеси.

Какой тахометр установлен на ВАЗ 2106

«Шестёрки» комплектовались тем же самым тахометром, что и «тройки». Это была модель ТХ-193. Точность, надёжность и великолепный спортивный дизайн сделали из нее своего рода эталон автомобильного прибора. Не удивительно, что сегодня эти тахометры многие владельцы автомобилей устанавливают в качестве дополнительных приборов. Более того, ими оснащают мотоциклетные, и даже лодочные двигатели. Что же касается «Жигулей», то прибор может быть установлен без переделок на такие модели ВАЗ, как 2103, 21032, 2121.

Таблица: основные технические характеристики тахометра ТХ-193

ТХ-193 есть в продаже и сегодня. Стоимость нового прибора в зависимости от производителя варьируется в пределах 890–1200 рублей. Бывший в употреблении тахометр этой модели обойдётся в два раза дешевле.

Устройство и принцип работы тахометра ТХ-193

Тахометр «шестёрки» состоит из:

  • пластикового цилиндрического корпуса со стеклодержателем;
  • шкалы, разделённой на зоны безопасного и опасных режимов;
  • лампы подсветки;
  • миллиамперметра, на валу которого закреплена стрелка;
  • электронной печатной платы.

Конструкция тахометра ТХ-193 электромеханическая. Принцип его работы построен на измерении количества импульсов электрического тока в первичной (низковольтной) цепи системы зажигания автомобиля. В двигателе ВАЗ 2106 за один оборот вала трамблёра, соответствующий двум вращениям коленчатого вала, контакты в прерывателе замыкаются и размыкаются ровно четыре раза. Эти импульсы снимаются прибором с конечного вывода первичной обмотки катушки зажигания. Проходя через детали электронной платы, их форма из синусоидальной преобразуется в прямоугольную, имеющую постоянную амплитуду. С платы ток поступает на обмотку миллиамперметра, где в зависимости от частоты следования импульсов, увеличивается, или уменьшается. Стрелка прибора реагирует именно на эти изменения. Чем больше сила тока, тем больше стрелка отклоняется право и наоборот.

Электрическая схема подключения тахометра ВАЗ 2106

Учитывая, что ВАЗ 2106 выпускались как с карбюраторными, так и инжекторными двигателями, подключение тахометра у них было разным. Рассмотрим оба варианта.

Подключение тахометра в карбюраторных ВАЗ 2106

Электрическая цепь счётчика оборотов карбюраторной «шестёрки» довольно проста. Сам прибор, имеет три основных провода подключения:

Также есть дополнительные провода. Они служат для:

  • подачи напряжения на лампу подсветки (белый);
  • соединения с реле индикатора заряда аккумуляторной батареи (чёрный);
  • контакта с прибором датчика давления масла (серый с чёрной полосой).

Провода могут подключаться как при помощи колодки, так и по отдельности, в зависимости от года выпуска прибора и его производителя.

В карбюраторных «шестёрках» с бесконтактным зажиганием схема подключения тахометра аналогична, за исключением того, вывод «К» катушки соединён не с прерывателем, а с контактом «1» коммутатора.

Подключение тахометра в инжекторных ВАЗ 2106

В ВАЗ 2106, оснащённых двигателями с распределённым впрыском схема подключения несколько иная. Там нет ни прерывателя, ни коммутатора, ни катушки зажигания. Прибор получает уже полностью обработанные данные с электронного блока управления двигателя (ЭБУ). Последний, в свою очередь, считывает информацию о количестве оборотов коленчатого вала со специального датчика. Здесь тахометр подключается к цепи питания через замок зажигания, «массе» автомобиля, ЭБУ и датчику положения коленвала.

Как проверить мультиметр на точность показателей

Обязательным условием эксплуатации прибора является проверка его работоспособности. Наиболее распространенный вариант: параллельно подключить аппарат к розетке. Затем сверяют показатели при помощи приборов или батарейки.

Аккумулятор может помочь очень значительно. Смысл состоит в том, чтобы в итоге смены полярности щупов, замеры напряжения дали одинаковый результат.

Механизм проверки в данном случае простой:

  • выбирается режим, соответствующий замеру постоянного напряжения;
  • устанавливаются измерительные пределы на уровне 20 В.


В элементе АА 1,5 вольт Корректно работающая батарейка дает результат измерения, равный 1,35В. В некоторых случаях допускается показатель до 1,2В.

Затем производится повторный тест:

  • щупы мультиметра подсоединяются к контактам батарейки;
  • производится параллельное подключение нагрузочного элемента;
  • выдерживается пауза (примерно 35 секунд);
  • проверяется полученный результат.

К сведению. Если остаточный показатель батарейки оказался на уровне 1,1 В, она может использоваться только в бытовом приборе, который потребляет небольшое количество энергии. Однако качество работы при этом значительно снизится.

Максимальная точность достигается в том случае, если на приборе установлен наименьший предел напряжения. Это позволяет с легкостью определить и погрешность измерений прибора.


В авто-аккумуляторе 12 вольт

Показатель прибора до 1,6В не говорит о неточности прибора. Зачастую производители батареек делают это специально с целью обеспечить более долгий срок работы.

Хороший способ определения точности прибора — замкнуть контакты прибора в режиме замера сопротивления.

Вам это будет интересно Особенности приборов для замера емкости аккумулятора

Если попробовать замкнуть контакты прибора в другом режиме, он может выйти из строя.

После проведения контактного замыкания, индикатор должен показать «0». Любое другое значение — свидетель неисправности и неточности прибора.

Можно ли самостоятельно найти причину плавающих оборотов?

Как показывает опыт практикующих диагностов, обороты начинают плавать после проведения ТО либо других ремонтных работ в подкапотном пространстве. Нередко в процессе работы мастера забывают подключать либо незаметно для самих себя сдергивают вакуумные шланги со штуцеров. Поэтому если автомобиль недавно ремонтировали,  осмотрите подкапотное пространство на предмет обломанных штуцеров и неподключенных вакуумных трубок. Если визуальный осмотр ничего не дал, воспользуйтесь несколькими простыми методами поиска подсоса воздуха.

  1. Поочередно пережмите пассатижами резиновые шланги и патрубки, которые подходят к коллектору. Так вы отключаете систему и исключаете ее влияние на работу двигателя.
  2. Попрыскайте водой на впускной коллектор и вакуумные трубки. При всасывании во впускной тракт воды вместе с неучтенным воздухом вы услышите характерный звук. Нередко подсос можно определить по шипению при работе двигателя на холостом ходу.
  3. Соорудите дымогенератор из подручных средств (в Интернете масса инструкций по сборке такого прибора в домашних условиях). Суть проверки в том, чтобы наполнить впускной тракт дымом. В местах негерметичности дым будет выходить наружу. Тест лучше всего проводить в помещении с выключенным светом, точечно освещая возможные места утечки фонариком. Перед поиском причины плавающих оборотов необходимо плотно заткнуть гофру, подходящую к воздушному фильтру.

Тахометр ВАЗ 2106

Первым автомобилем из семейства «Жигули», оборудованным тахометром, стал ВАЗ 2103. Ни «копейки», ни «двойки» такого прибора не имели, однако без проблем ездили и ездят по сегодняшний день без него. Зачем же конструкторам понадобилось устанавливать его на панель?

Предназначение тахометра

Тахометр служит для измерения частоты вращения коленчатого вала. По сути, он является счётчиком оборотов, показывая их количество водителю посредством отклонения стрелки шкалы на определённый угол. С его помощью человек, сидящий за рулём, видит, в каком режиме работает силовой агрегат автомобиля, а также, нет ли на него лишней нагрузки. Основываясь на полученной информации водителю легче выбрать правильную передачу. Кроме этого тахометр незаменим при настройке карбюратора. Именно его показатели учитываются при регулировке холостого хода и качества топливной смеси.

Какой тахометр установлен на ВАЗ 2106

«Шестёрки» комплектовались тем же самым тахометром, что и «тройки». Это была модель ТХ-193. Точность, надёжность и великолепный спортивный дизайн сделали из нее своего рода эталон автомобильного прибора. Не удивительно, что сегодня эти тахометры многие владельцы автомобилей устанавливают в качестве дополнительных приборов. Более того, ими оснащают мотоциклетные, и даже лодочные двигатели. Что же касается «Жигулей», то прибор может быть установлен без переделок на такие модели ВАЗ, как 2103, 21032, 2121.

Таблица: основные технические характеристики тахометра ТХ-193

ТХ-193 есть в продаже и сегодня. Стоимость нового прибора в зависимости от производителя варьируется в пределах 890–1200 рублей. Бывший в употреблении тахометр этой модели обойдётся в два раза дешевле.

Устройство и принцип работы тахометра ТХ-193

Тахометр «шестёрки» состоит из:

  • пластикового цилиндрического корпуса со стеклодержателем;
  • шкалы, разделённой на зоны безопасного и опасных режимов;
  • лампы подсветки;
  • миллиамперметра, на валу которого закреплена стрелка;
  • электронной печатной платы.

Конструкция тахометра ТХ-193 электромеханическая. Принцип его работы построен на измерении количества импульсов электрического тока в первичной (низковольтной) цепи системы зажигания автомобиля. В двигателе ВАЗ 2106 за один оборот вала трамблёра, соответствующий двум вращениям коленчатого вала, контакты в прерывателе замыкаются и размыкаются ровно четыре раза. Эти импульсы снимаются прибором с конечного вывода первичной обмотки катушки зажигания. Проходя через детали электронной платы, их форма из синусоидальной преобразуется в прямоугольную, имеющую постоянную амплитуду. С платы ток поступает на обмотку миллиамперметра, где в зависимости от частоты следования импульсов, увеличивается, или уменьшается. Стрелка прибора реагирует именно на эти изменения. Чем больше сила тока, тем больше стрелка отклоняется право и наоборот.

Электрическая схема подключения тахометра ВАЗ 2106

Учитывая, что ВАЗ 2106 выпускались как с карбюраторными, так и инжекторными двигателями, подключение тахометра у них было разным. Рассмотрим оба варианта.

Подключение тахометра в карбюраторных ВАЗ 2106

Электрическая цепь счётчика оборотов карбюраторной «шестёрки» довольно проста. Сам прибор, имеет три основных провода подключения:

Также есть дополнительные провода. Они служат для:

  • подачи напряжения на лампу подсветки (белый);
  • соединения с реле индикатора заряда аккумуляторной батареи (чёрный);
  • контакта с прибором датчика давления масла (серый с чёрной полосой).

Провода могут подключаться как при помощи колодки, так и по отдельности, в зависимости от года выпуска прибора и его производителя.

В карбюраторных «шестёрках» с бесконтактным зажиганием схема подключения тахометра аналогична, за исключением того, вывод «К» катушки соединён не с прерывателем, а с контактом «1» коммутатора.

Подключение тахометра в инжекторных ВАЗ 2106

В ВАЗ 2106, оснащённых двигателями с распределённым впрыском схема подключения несколько иная. Там нет ни прерывателя, ни коммутатора, ни катушки зажигания. Прибор получает уже полностью обработанные данные с электронного блока управления двигателя (ЭБУ). Последний, в свою очередь, считывает информацию о количестве оборотов коленчатого вала со специального датчика. Здесь тахометр подключается к цепи питания через замок зажигания, «массе» автомобиля, ЭБУ и датчику положения коленвала.

Можно ли предотвратить поломку

Тахометр транспортного средства постепенно изнашивается даже при аккуратном вождении и грамотном уходе за автомобилем. Соблюдение ряда рекомендаций позволяет увеличить срок эксплуатации, не только датчика оборотов мотора, но и других, жизненно важных элементов конструкции.

Своевременное переключение передач

Тахометр в автомобилях с ручной коробкой передач предназначен именно в этих целях.

Несвоевременное переключение приводит к тому, что двигатель подвергается предельным нагрузкам. Топливо при этом расходуется неравномерно, а ресурс мотора не используется в полной мере, что приводит к перегревам и последующим поломкам. Поэтому, когда стрелка тахометра приближается к нижней или верхней границе, необходимо выполнять переключение скорости.

Использование качественного топлива

Стабильная работа двигателя обеспечивается только при использовании качественного бензина. Желая сэкономить, многие водители используют низкокачественное топливо, состав и свойства которого отличаются от заявленных.

Такой бензин негативно влияет на насосную систему автомобиля, подвергая ее повышенной нагрузке. При этом негативному воздействию подвергается сам двигатель, частота вращения которого, не соответствует фактическому расходу топлива.

Тщательный прогрев двигателя

Качество работы тахометра во многом зависит от условий эксплуатации транспортного средства. Ключевое значение в данном вопросе имеют климатические факторы. Одна из основных причин, по которой датчик оборотов изнашивается быстрее — езда с холодным двигателем в зимний сезон. Чтобы снизить негативную нагрузку на датчик, а также создать благоприятные условия для стабильной работы мотора, необходимо тщательное прогревание перед поездками.

Минимизация вибрации

Сильная тряска во время езды негативно влияет на все элементы конструкции машины, особенно на двигатель и ходовую часть. Также интенсивная вибрация способна повлиять на качество фиксации элементов тахометра и других датчиков. К тому же, вибрационная нагрузка ухудшает качество фиксации клемм и контактов, что в свою очередь может привести к выходу отдельных приборов из строя из-за нарушения электропитания.

Своевременное техническое обслуживание

Автомобиль — сложная многокомпонентная система, в которой выход из строго одного из элементов, неминуемо приводит к повреждению других. Поэтому настоятельно рекомендуется тщательно следить за состояние транспортного средства, и в случае выявления признаков неисправности, отправлять машину в сервисный центр.

Такой подход позволит увеличить срок эксплуатации автомобиля и предотвратить преждевременный выход из строя элементов, наиболее подверженных поломкам. Своевременный ремонт мелких неисправностей снижает риск более серьезных повреждений, и, следовательно, позволяет сэкономить деньги на ремонт.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер Юрий Меркулов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Почему дергается стрелка тахометра на холостом ходу (плавают обороты)?

Причины возникновения неисправности тахометра

Чаще всего признаком поломки измерителя является “неадекватное” поведение стрелки. Если замерла или дергается, нужно искать источник проблемы. В этом случае стоит отремонтировать или заменить устройство.

Если не работает тахометр, “ведущие” функции машины не страдают. Но опытные автовладельцы предупреждают, что некорректные показания прибора не позволяют вовремя идентифицировать проблему с двигателем. Если игнорировать это, есть риск столкнуться с необходимостью ремонта или вообще монтажа нового силового агрегата.

Если не работает тахометр, причины могут быть в установке силиконовых прототипов заводской проводки зажигания (стрелка при этом дергается). Так происходит из-за изменения импульса электротока. Чтобы диагностировать неисправность, снизьте резисторное значение на плате коробки передач. Еще проверьте датчик оборотов — возможно, он передает ошибочные данные. Ну и, конечно, всегда есть вероятность отказа самого устройства.

Прыгает стрелка тахометра: причины и устранение неисправностей

Тахометр — специальный прибор, информирующий о частоте вращения коленвала мотора. Ориентируясь на его показания, водителю проще выбрать режим работы двигателя. Что делать, если прыгает стрелка тахометра? В такой ситуации, считывать показания с прибора сложно, а полученная информация является недостоверной. Ниже рассмотрим устройство тахометра, его виды, основные неисправности и пути их устранения.

Виды тахометров

Сегодня выделяется два типа таких приборов:

  • Аналоговые — устройства, в основе которых лежит магнитная катушка индукционного типа. Благодаря ее действию, стрелка прибора перемещается по шкале и информирует о частоте вращения коленвала. Такой тип прибора, как правило, устанавливается на заводе и применяется на большей части авто. Его размеры чаще всего такие же, как у спидометра, а на приборной панели они находятся рядом друг с другом. Подобное расположение удобно, ведь необходимая информация находится перед глазами, и нет необходимости отвлекаться от дороги.
  • Цифровые. Главное отличие таких приборов — в отображении данных о частоте вращения коленвала на диодном или ЖК-дисплее. Передача информации осуществляется специальным датчиком, который может быть магнитным или электронным. В первом случае, устройство фиксирует прохождение коленчатым валом определенной точки, около контролирующего прибора. В ситуации с электронным датчиком, информация снимается с помощью луча света, который отражается от находящихся рядом приборов и помогает определить частоту вращения. Цифровой тахометр наиболее удобен, когда необходимо настроить работу мотора или произвести какую-либо работу, на электронном блоке зажигания.

Все тахометры различаются местом для монтажа. Они бывают двух типов — заводские (штатные) и выносные (купленные автовладельцем). В роли штатных приборов, чаще всего применяются аналоговые тахометры.

На некоторых автомобилях, производитель не предусматривает прибора, показывающего частоту. В этом случае, можно приобрести выносной тахометр и установить его в удобном для себя месте

Такие устройства часто применяются на гоночных авто, где важно иметь точные показателя оборотов коленвала. Именно на них ориентируется водитель, при переключении скоростей

Более того, монтируются специальные сигнализаторы, которые сообщают о достижении конкретного числа оборотов.

Практика показала, что информация со стрелочных приборов считывается и воспринимается лучше. Но если прыгает стрелка тахометра, ориентироваться на информацию сложнее. С позиции точности, цифровые приборы в этом отношении выигрывают у своих «собратьев»

Но, в обычных условиях эксплуатации авто, это не так важно

Устройство

С помощью тахометра, человек за рулем получает точную информацию, когда лучше переключить скорость и обеспечить двигателю наиболее экономный режим работы. Начинающим водителям наличие такого прибора помогает, ведь они могут ориентироваться по стрелке и принимать решение о необходимости переключения скоростей. Если указатель приблизился к красной области, необходимо перевести селектор КПП на одну ступень вверх. Прибор может применяться и для решения других задач — регулировки работы двигателя в режиме ХХ, а также получения информации о частоте вращения коленвала, в процессе движения.

Распространенные места подсоса воздуха

  • Неплотно зажатые хомуты патрубков, вакуумных шлангов.
  • Трещины резиновых шлангов, патрубков. Чаще всего встречаются вблизи хомутов, в местах соприкосновения с элементами навесного оборудования.
  • Порванная мембрана вакуумного усилителя тормозов.
  • Негерметичность вакуумных клапанов (PCV, EGR, клапан продувки абсорбера). Причина подсоса — негерметичная мембрана, но не стоит исключать трещины корпуса. Если на автомобиле установлено ГБО, проверьте вакуумный корректор.

На автомобилях японского производства при поиске неисправностей уделите внимание системе вакуумных клапанов, участвующих в регулировке прогревочных оборотов и открытии каналов добавочного воздуха

  • Трещина пластикового впускного коллектора вследствие заводского брака либо механических повреждений. Нередко такие коллекторы состоят из нескольких элементов, собранных на уплотнительных прокладках. Если прокладки вследствие температурных нагрузок в обжатом состоянии дубеют, через них будет подсасывать воздух во впускной коллектор.
  • Неплотное прилегание впускного коллектора к ГБЦ.
  • Изношенные либо неправильно установленные уплотнительные колечки топливных форсунок.
  • Износ оси вращения дроссельной заслонки в корпусе (очень часто встречается на Mitsubishi Lancer 9).

Двигатель дергается на холостом ходу: основные причины

Режим холостого хода предполагает работу ДВС на самых низких оборотах, когда педаль газа не нажата и воздух подается в цилиндры в обход дроссельной заслонки.

Как правило, в режиме холостого хода силовой агрегат не передает крутящий момент на колеса автомобиля, так как данный режим задействуется во время стоянки автомобиля с заведенным двигателем, при движении на нейтральной передаче «накатом», а также в моменты выжима сцепления для переключения передачи и т.д.

В процессе эксплуатации ТС с различными типами моторов и систем питания (бензин, дизель, инжектор, карбюратор) достаточно большое количество водителей сталкиваются с тем, что двигатель дергается на холостых оборотах.

При этом для такой проблемы характерно то, что при повышении оборотов или после того, как двигатель начинает нагружаться, симптомы пропадают.

Если иначе, подергивания мотора исчезают после перехода ДВС в другой режим работы. Далее мы поговорим о том, почему двигатель подергивается на холостых оборотах, а также как обнаружить и устранить неисправность.

Почему дергается двигатель на малых и холостых оборотах

Итак, если машина дергается на холостых, причин для такой неисправности может быть несколько. Чаще всего проблемы затрагивают систему зажигания и систему питания, реже выходят из строя элементы системы управления двигателем или детали внутри ДВС.

  • Прежде всего, следует исключить повреждения подушек двигателя, так как усиление вибраций от ДВС в этом случае часто происходит именно на ХХ. Если с подушками все в норме, тогда подергивания силового агрегата могут возникать по причине сбоев в работе одного цилиндра.
  • Наиболее распространенной причиной являются свечи зажигания, а также высоковольтные бронепровода. Зачастую свеча зажигания может оказаться поврежденной, грязной от нагара и т.д., в результате чего искра на ней есть, но очень слабая или нестабильная, подается не под тем углом.

К аналогичным симптомам в виде подергивания мотора также приводит повреждение изоляции высоковольтных проводов, когда искра «пробивает». Дополнительного внимания заслуживает и катушка зажигания, коммутатор, модуль зажигания, трамблер. В зависимости от того, какая система зажигания установлена на тот или иной двигатель, все ее элементы нужно проверять поочередно.

После диагностики системы зажигания нужно переходить к системам топливоподачи и подачи воздуха. Как правило, неисправными или загрязненными могут оказаться инжекторные форсунки. Также проверяются топливные фильтры, топливные магистрали следует осматривать на предмет утечек.

Отметим, что обычно топливная система является виновником провалов и рывков во время работы ДВС под нагрузкой, однако и в режиме холостого хода горючего может быть недостаточно или оно подается в двигатель с перебоями. Пошагово необходимо проверять карбюратор и его регулировки, инжектор и отдельные элементы системы, бензонасос и т.д.

Еще добавим, что в случаях, когда двигатель дергается на холостых, необходимо убедиться в том, что в нормальном состоянии находится не только топливный, но и воздушный фильтр.

Дело в том, что если фильтр воздуха грязный, двигателю может быть недостаточно кислорода для приготовления правильной по составу топливно-воздушной смеси. То же самое справедливо и в случаях, когда в системе питания происходит завоздушивание или на впуске имеет место подсос лишнего воздуха.

В любом случае, смесь может оказаться слишком обогащенной или обедненной, при этом не происходит нормального и своевременного сгорания такого заряд в цилиндре. Параллельно в подобной ситуации еще сильнее покрываются нагаром свечи, дополнительно ухудшается искрообразование.

На инжекторных моторах причиной подергивания на холостых в ряде случаев является электронная система управления двигателем (ЭСУД). В подобной ситуации следует учитывать, что указанная система включает в себя целую группу различных электронных датчиков и исполнительных устройств, которые обмениваются данными с контроллером (ЭБУ).

Не работает тахометр на Ладе Калине

На левой стороне комбинации приборов легкового автомобиля Лада Калина, установлен тахометр, по которому водитель может определить частоту вращения коленчатого вала двигателя. Неисправности в электрической цепи этого прибора могут приводить либо к полному прекращению его показаний (стрелка тахометра при работающем двигателе лежит на нуле), либо к скачкам стрелки по шкале, что не позволяет определить точное число оборотов коленвала.

Первое, что делают водители в этом случае, открывают капот и на пару минут снимают минусовую клемму аккумуляторной батарей, пытаясь таким образом сбросить ошибки из памяти контролера. Если это не помогло восстановить работоспособность тахометра, тогда необходимо провести диагностический тест на выявление номеров ошибок. Для этого, пальцем руки, нажимаем на кнопку, при помощи которой сбрасывается суточный пробег в одометре комбинации приборов. И не отпуская её, поворачиваем ключ в замке зажигания в положение «зажигание включено».

Все стрелки приборов должны начать движение из нулевого положения в конечное и обратно. Если стрелка тахометра не начала движения или движение начала, но не вернулась в исходное положение, то это будет говорить о том, что неисправность находится внутри комбинации приборов. Учитывая то, что шаговые электродвигатели, при помощи которых перемещается стрелка тахометра, и монтажные платы в розничную продажу не поступают, менять придётся всю комбинацию приборов в сборе.

Если тахометр успешно прошёл тест, тогда неисправность придётся искать за пределами комбинации приборов. Самостоятельно, большинство водителей, могут проверить только состояние клемм в колодках электрической цепи тахометра, так как это можно сделать визуально. В первую очередь нужно проверить клемму №30 низковольтного входа тахометра, к которой должен подходить коричнево-красный провод, идущий от электронного блока управления (ЭБУ). Для этого потребуется снять комбинацию приборов, отсоединив от неё колодку жгута проводов. Клемма №30 не должна быть согнутой или иметь следы коррозии.

Также следует проверить клеммы колодки низковольтной цепи модуля зажигания, так как именного с него поступает сигнал в электронный блок управления, о частоте вращения коленчатого вала двигателя. Если с этими клеммами всё в порядке, тогда остаётся только проверить ЭБУ, но это лучше доверить грамотному специалисту, хорошо разбирающемуся в автомобильной электронике.

Как РХХ влияет на холостой ход?

 Обороты могут плавать в случае неправильной работы регулятора холостого хода. РХХ – ключевой элемент стабилизации холостого хода. Он необходим для регулировки проходного сечения байпасного канала, сообщающего впускной тракт до дросселя и задроссельное пространство в те момент, когда ДЗ полностью закрыта. С помощью РХХ блок управления двигателем увеличивает количество воздуха, поступающее во впускной коллектор при возрастании нагрузки на двигатель в режиме холостого хода. Речь о включении мощных электрических потребителей (вентилятор отопителя, фары, стеклоочистители, обогрев стекла и т.п.).

Принцип работы регулятора основывается на перемещении штока, блокирующего байпасный канал. В обесточенном состоянии клапан перекрывает канал под действием возвратной пружины

При подаче питания шаговый электродвигатель (количество шагов регулируется скважностью сигнала) втягивает шток на необходимое расстояния, изменяя тем самым проходное сечение канала. Признаки неисправности регулятора холостого хода:

  • плавают обороты двигателя;
  • двигатель глохнет на ходу при выключении передачи;
  • мотор работает неустойчиво и может заглохнуть при включении кондиционера, мощных электрических потребителей;
  • отсутствие прогревочных оборотов (1100-1300 об./мин);
  • при резком сбросе газа обороты медленно опускаются, зависают.

Возможные неисправности

  1. Загрязнение канала, штока, появление на штоке ржавчины. Ход клапана  затруднен, поэтому ЭБУ не может точно регулировать сечение байпасного канала.
  2. Неисправность электродвигателя. Нередко причиной выхода из строя становится разгерметизация корпуса РХХ, из-за чего внутрь попадает пыль и влага.
  3. Обрыв проводов питания, появления окислов на контактах разъемов, слабый контакт в соединительных колодках.

Схема управления регулятором внутри ЭБУ крайне надежна и выходит из строя в случае попадания внутрь блока влаги, замыкании питающих проводов и при механическом повреждении дорожек, элементов печатной платы.

Тахометр ВАЗ 2106

Первым автомобилем из семейства «Жигули», оборудованным тахометром, стал ВАЗ 2103. Ни «копейки», ни «двойки» такого прибора не имели, однако без проблем ездили и ездят по сегодняшний день без него. Зачем же конструкторам понадобилось устанавливать его на панель?

Предназначение тахометра

Тахометр служит для измерения частоты вращения коленчатого вала. По сути, он является счётчиком оборотов, показывая их количество водителю посредством отклонения стрелки шкалы на определённый угол. С его помощью человек, сидящий за рулём, видит, в каком режиме работает силовой агрегат автомобиля, а также, нет ли на него лишней нагрузки. Основываясь на полученной информации водителю легче выбрать правильную передачу. Кроме этого тахометр незаменим при настройке карбюратора. Именно его показатели учитываются при регулировке холостого хода и качества топливной смеси.

Какой тахометр установлен на ВАЗ 2106

«Шестёрки» комплектовались тем же самым тахометром, что и «тройки». Это была модель ТХ-193. Точность, надёжность и великолепный спортивный дизайн сделали из нее своего рода эталон автомобильного прибора. Не удивительно, что сегодня эти тахометры многие владельцы автомобилей устанавливают в качестве дополнительных приборов. Более того, ими оснащают мотоциклетные, и даже лодочные двигатели. Что же касается «Жигулей», то прибор может быть установлен без переделок на такие модели ВАЗ, как 2103, 21032, 2121.

Таблица: основные технические характеристики тахометра ТХ-193

ТХ-193 есть в продаже и сегодня. Стоимость нового прибора в зависимости от производителя варьируется в пределах 890–1200 рублей. Бывший в употреблении тахометр этой модели обойдётся в два раза дешевле.

Устройство и принцип работы тахометра ТХ-193

Тахометр «шестёрки» состоит из:

  • пластикового цилиндрического корпуса со стеклодержателем;
  • шкалы, разделённой на зоны безопасного и опасных режимов;
  • лампы подсветки;
  • миллиамперметра, на валу которого закреплена стрелка;
  • электронной печатной платы.

Конструкция тахометра ТХ-193 электромеханическая. Принцип его работы построен на измерении количества импульсов электрического тока в первичной (низковольтной) цепи системы зажигания автомобиля. В двигателе ВАЗ 2106 за один оборот вала трамблёра, соответствующий двум вращениям коленчатого вала, контакты в прерывателе замыкаются и размыкаются ровно четыре раза. Эти импульсы снимаются прибором с конечного вывода первичной обмотки катушки зажигания. Проходя через детали электронной платы, их форма из синусоидальной преобразуется в прямоугольную, имеющую постоянную амплитуду. С платы ток поступает на обмотку миллиамперметра, где в зависимости от частоты следования импульсов, увеличивается, или уменьшается. Стрелка прибора реагирует именно на эти изменения. Чем больше сила тока, тем больше стрелка отклоняется право и наоборот.

Электрическая схема подключения тахометра ВАЗ 2106

Учитывая, что ВАЗ 2106 выпускались как с карбюраторными, так и инжекторными двигателями, подключение тахометра у них было разным. Рассмотрим оба варианта.

Подключение тахометра в карбюраторных ВАЗ 2106

Электрическая цепь счётчика оборотов карбюраторной «шестёрки» довольно проста. Сам прибор, имеет три основных провода подключения:

Также есть дополнительные провода. Они служат для:

  • подачи напряжения на лампу подсветки (белый);
  • соединения с реле индикатора заряда аккумуляторной батареи (чёрный);
  • контакта с прибором датчика давления масла (серый с чёрной полосой).

Провода могут подключаться как при помощи колодки, так и по отдельности, в зависимости от года выпуска прибора и его производителя.

В карбюраторных «шестёрках» с бесконтактным зажиганием схема подключения тахометра аналогична, за исключением того, вывод «К» катушки соединён не с прерывателем, а с контактом «1» коммутатора.

Подключение тахометра в инжекторных ВАЗ 2106

В ВАЗ 2106, оснащённых двигателями с распределённым впрыском схема подключения несколько иная. Там нет ни прерывателя, ни коммутатора, ни катушки зажигания. Прибор получает уже полностью обработанные данные с электронного блока управления двигателя (ЭБУ). Последний, в свою очередь, считывает информацию о количестве оборотов коленчатого вала со специального датчика. Здесь тахометр подключается к цепи питания через замок зажигания, «массе» автомобиля, ЭБУ и датчику положения коленвала.

Как проверить мультиметр на точность показателей

Обязательным условием эксплуатации прибора является проверка его работоспособности. Наиболее распространенный вариант: параллельно подключить аппарат к розетке. Затем сверяют показатели при помощи приборов или батарейки.

Аккумулятор может помочь очень значительно. Смысл состоит в том, чтобы в итоге смены полярности щупов, замеры напряжения дали одинаковый результат.

Механизм проверки в данном случае простой:

  • выбирается режим, соответствующий замеру постоянного напряжения;
  • устанавливаются измерительные пределы на уровне 20 В.


В элементе АА 1,5 вольт Корректно работающая батарейка дает результат измерения, равный 1,35В. В некоторых случаях допускается показатель до 1,2В.

Затем производится повторный тест:

  • щупы мультиметра подсоединяются к контактам батарейки;
  • производится параллельное подключение нагрузочного элемента;
  • выдерживается пауза (примерно 35 секунд);
  • проверяется полученный результат.

К сведению. Если остаточный показатель батарейки оказался на уровне 1,1 В, она может использоваться только в бытовом приборе, который потребляет небольшое количество энергии. Однако качество работы при этом значительно снизится.

Максимальная точность достигается в том случае, если на приборе установлен наименьший предел напряжения. Это позволяет с легкостью определить и погрешность измерений прибора.


В авто-аккумуляторе 12 вольт

Показатель прибора до 1,6В не говорит о неточности прибора. Зачастую производители батареек делают это специально с целью обеспечить более долгий срок работы.

Хороший способ определения точности прибора — замкнуть контакты прибора в режиме замера сопротивления.

Вам это будет интересно Особенности приборов для замера емкости аккумулятора

Если попробовать замкнуть контакты прибора в другом режиме, он может выйти из строя.

После проведения контактного замыкания, индикатор должен показать «0». Любое другое значение — свидетель неисправности и неточности прибора.

Можно ли самостоятельно найти причину плавающих оборотов?

Как показывает опыт практикующих диагностов, обороты начинают плавать после проведения ТО либо других ремонтных работ в подкапотном пространстве. Нередко в процессе работы мастера забывают подключать либо незаметно для самих себя сдергивают вакуумные шланги со штуцеров. Поэтому если автомобиль недавно ремонтировали,  осмотрите подкапотное пространство на предмет обломанных штуцеров и неподключенных вакуумных трубок. Если визуальный осмотр ничего не дал, воспользуйтесь несколькими простыми методами поиска подсоса воздуха.

  1. Поочередно пережмите пассатижами резиновые шланги и патрубки, которые подходят к коллектору. Так вы отключаете систему и исключаете ее влияние на работу двигателя.
  2. Попрыскайте водой на впускной коллектор и вакуумные трубки. При всасывании во впускной тракт воды вместе с неучтенным воздухом вы услышите характерный звук. Нередко подсос можно определить по шипению при работе двигателя на холостом ходу.
  3. Соорудите дымогенератор из подручных средств (в Интернете масса инструкций по сборке такого прибора в домашних условиях). Суть проверки в том, чтобы наполнить впускной тракт дымом. В местах негерметичности дым будет выходить наружу. Тест лучше всего проводить в помещении с выключенным светом, точечно освещая возможные места утечки фонариком. Перед поиском причины плавающих оборотов необходимо плотно заткнуть гофру, подходящую к воздушному фильтру.

Тахометр ВАЗ 2106

Первым автомобилем из семейства «Жигули», оборудованным тахометром, стал ВАЗ 2103. Ни «копейки», ни «двойки» такого прибора не имели, однако без проблем ездили и ездят по сегодняшний день без него. Зачем же конструкторам понадобилось устанавливать его на панель?

Предназначение тахометра

Тахометр служит для измерения частоты вращения коленчатого вала. По сути, он является счётчиком оборотов, показывая их количество водителю посредством отклонения стрелки шкалы на определённый угол. С его помощью человек, сидящий за рулём, видит, в каком режиме работает силовой агрегат автомобиля, а также, нет ли на него лишней нагрузки. Основываясь на полученной информации водителю легче выбрать правильную передачу. Кроме этого тахометр незаменим при настройке карбюратора. Именно его показатели учитываются при регулировке холостого хода и качества топливной смеси.

Какой тахометр установлен на ВАЗ 2106

«Шестёрки» комплектовались тем же самым тахометром, что и «тройки». Это была модель ТХ-193. Точность, надёжность и великолепный спортивный дизайн сделали из нее своего рода эталон автомобильного прибора. Не удивительно, что сегодня эти тахометры многие владельцы автомобилей устанавливают в качестве дополнительных приборов. Более того, ими оснащают мотоциклетные, и даже лодочные двигатели. Что же касается «Жигулей», то прибор может быть установлен без переделок на такие модели ВАЗ, как 2103, 21032, 2121.

Таблица: основные технические характеристики тахометра ТХ-193

ТХ-193 есть в продаже и сегодня. Стоимость нового прибора в зависимости от производителя варьируется в пределах 890–1200 рублей. Бывший в употреблении тахометр этой модели обойдётся в два раза дешевле.

Устройство и принцип работы тахометра ТХ-193

Тахометр «шестёрки» состоит из:

  • пластикового цилиндрического корпуса со стеклодержателем;
  • шкалы, разделённой на зоны безопасного и опасных режимов;
  • лампы подсветки;
  • миллиамперметра, на валу которого закреплена стрелка;
  • электронной печатной платы.

Конструкция тахометра ТХ-193 электромеханическая. Принцип его работы построен на измерении количества импульсов электрического тока в первичной (низковольтной) цепи системы зажигания автомобиля. В двигателе ВАЗ 2106 за один оборот вала трамблёра, соответствующий двум вращениям коленчатого вала, контакты в прерывателе замыкаются и размыкаются ровно четыре раза. Эти импульсы снимаются прибором с конечного вывода первичной обмотки катушки зажигания. Проходя через детали электронной платы, их форма из синусоидальной преобразуется в прямоугольную, имеющую постоянную амплитуду. С платы ток поступает на обмотку миллиамперметра, где в зависимости от частоты следования импульсов, увеличивается, или уменьшается. Стрелка прибора реагирует именно на эти изменения. Чем больше сила тока, тем больше стрелка отклоняется право и наоборот.

Электрическая схема подключения тахометра ВАЗ 2106

Учитывая, что ВАЗ 2106 выпускались как с карбюраторными, так и инжекторными двигателями, подключение тахометра у них было разным. Рассмотрим оба варианта.

Подключение тахометра в карбюраторных ВАЗ 2106

Электрическая цепь счётчика оборотов карбюраторной «шестёрки» довольно проста. Сам прибор, имеет три основных провода подключения:

Также есть дополнительные провода. Они служат для:

  • подачи напряжения на лампу подсветки (белый);
  • соединения с реле индикатора заряда аккумуляторной батареи (чёрный);
  • контакта с прибором датчика давления масла (серый с чёрной полосой).

Провода могут подключаться как при помощи колодки, так и по отдельности, в зависимости от года выпуска прибора и его производителя.

В карбюраторных «шестёрках» с бесконтактным зажиганием схема подключения тахометра аналогична, за исключением того, вывод «К» катушки соединён не с прерывателем, а с контактом «1» коммутатора.

Подключение тахометра в инжекторных ВАЗ 2106

В ВАЗ 2106, оснащённых двигателями с распределённым впрыском схема подключения несколько иная. Там нет ни прерывателя, ни коммутатора, ни катушки зажигания. Прибор получает уже полностью обработанные данные с электронного блока управления двигателя (ЭБУ). Последний, в свою очередь, считывает информацию о количестве оборотов коленчатого вала со специального датчика. Здесь тахометр подключается к цепи питания через замок зажигания, «массе» автомобиля, ЭБУ и датчику положения коленвала.

Можно ли предотвратить поломку

Тахометр транспортного средства постепенно изнашивается даже при аккуратном вождении и грамотном уходе за автомобилем. Соблюдение ряда рекомендаций позволяет увеличить срок эксплуатации, не только датчика оборотов мотора, но и других, жизненно важных элементов конструкции.

Своевременное переключение передач

Тахометр в автомобилях с ручной коробкой передач предназначен именно в этих целях.

Несвоевременное переключение приводит к тому, что двигатель подвергается предельным нагрузкам. Топливо при этом расходуется неравномерно, а ресурс мотора не используется в полной мере, что приводит к перегревам и последующим поломкам. Поэтому, когда стрелка тахометра приближается к нижней или верхней границе, необходимо выполнять переключение скорости.

Использование качественного топлива

Стабильная работа двигателя обеспечивается только при использовании качественного бензина. Желая сэкономить, многие водители используют низкокачественное топливо, состав и свойства которого отличаются от заявленных.

Такой бензин негативно влияет на насосную систему автомобиля, подвергая ее повышенной нагрузке. При этом негативному воздействию подвергается сам двигатель, частота вращения которого, не соответствует фактическому расходу топлива.

Тщательный прогрев двигателя

Качество работы тахометра во многом зависит от условий эксплуатации транспортного средства. Ключевое значение в данном вопросе имеют климатические факторы. Одна из основных причин, по которой датчик оборотов изнашивается быстрее — езда с холодным двигателем в зимний сезон. Чтобы снизить негативную нагрузку на датчик, а также создать благоприятные условия для стабильной работы мотора, необходимо тщательное прогревание перед поездками.

Минимизация вибрации

Сильная тряска во время езды негативно влияет на все элементы конструкции машины, особенно на двигатель и ходовую часть. Также интенсивная вибрация способна повлиять на качество фиксации элементов тахометра и других датчиков. К тому же, вибрационная нагрузка ухудшает качество фиксации клемм и контактов, что в свою очередь может привести к выходу отдельных приборов из строя из-за нарушения электропитания.

Своевременное техническое обслуживание

Автомобиль — сложная многокомпонентная система, в которой выход из строго одного из элементов, неминуемо приводит к повреждению других. Поэтому настоятельно рекомендуется тщательно следить за состояние транспортного средства, и в случае выявления признаков неисправности, отправлять машину в сервисный центр.

Такой подход позволит увеличить срок эксплуатации автомобиля и предотвратить преждевременный выход из строя элементов, наиболее подверженных поломкам. Своевременный ремонт мелких неисправностей снижает риск более серьезных повреждений, и, следовательно, позволяет сэкономить деньги на ремонт.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер Юрий Меркулов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: