Неисправности водяных насосов «классики»
В старых моделях «Жигулей» двигатель охлаждается при помощи специальной незамерзающей жидкости — антифриза, циркулирующего от водяной рубашки мотора к основному радиатору. Двигаться жидкость по системе принуждает вращающаяся крыльчатка помпы, встроенной в переднюю часть силового агрегата. Она приводится в действие коленчатым валом посредством ременной передачи.
Шкив насоса и генератора крутится ремнём от коленчатого вала
Чтобы понимать причины неисправностей насоса, нужно знать его устройство. Деталь состоит из следующих основных элементов, выполняющих определённые функции:
- корпус с фланцем служит для герметичного крепления к двигателю;
- вал необходим для крепления крыльчатки и приводного шкива;
- роликовый подшипник обеспечивает вращение вала;
- крыльчатка с лопастями перекачивает охлаждающую жидкость;
- ступица — крепёжный элемент приводного шкива;
- сальник не даёт антифризу просачиваться внутрь подшипника;
- стопорный винт фиксирует обойму подшипника внутри корпуса.
Причиной поломки помпы обычно является роликовый подшипник и сальник
Подавляющее большинство неисправностей водяного насоса возникает по причине износа двух элементов — сальника и подшипника. Хозяевам «классики» приходится сталкиваться с такими поломками:
- течь антифриза через сальник и вал помпы;
- увеличенный люфт вала вследствие износа подшипника;
- крыльчатка, разбитая при аварийном контакте с поверхностью второго корпуса (случается при повышенном люфте вала);
- заклинивание подшипниковых роликов и разламывание вала на 2 части;
Вал с отломленным концом можно вытащить и поменять на новый
Вследствие износа подшипника крыльчатка начинает задевать корпус и проламывает дыру, куда уходит весь тосол
Все перечисленные неполадки можно устранить путём замены соответствующих элементов при условии, что не разбит сам корпус. В этом случае помпа меняется целиком.
Устройство помпы автомобиля
При многих дефектах выполняется замена помпы на ВАЗ шестой модели, видеоролик о которой всегда можно посмотреть в интернете. Водяной насос «шестерки» предпочитают менять целиком, т.к. многие автолюбители не занимаются ремонтом этого компонента системы охлаждения автомобиля в силу ее невысокой цена при приобретении в магазине запчастей. Цена водяного насоса «шестерки» в различных торговых точках достаточно приемлема, варьируется от 600 до 700 рублей.
Жидкостная основа (тосол) выполняет функцию охладителя силовой установки, которая нагревается при эксплуатации. Но охладитель перемещается при помощи т.н. «помпы» (водяного насоса), которая своими лопастями крыльчатки заставляет жидкость поступать в подведенные патрубки. При неработающем водяном насосе «шестерки» температура мотора начинает неуклонно увеличиваться, что может привести к его перегреву, деформации отдельных элементов и последующей поломке. Поэтому необходима замена помпы либо ее ремонт. Из чего состоит водяной насос, можно увидеть при замене сальника помпы ВАЗ 2106: это насос центробежного принципа действия, которому передается момент вращения от шкива коленвала моторного агрегата транспортного средства. Деталь расположена с правой стороны от «движка» и смонтирована с прокладкой из паронита. Изделие отлито из легких сплавов алюминия, вал которого снабжен двухрядным неразборным подшипником без обоймы. На одном концу вала расположена лопастная крыльчатка, на другом краю – ступица шкива.
Колечко уплотнительного типа с помощью сальника заставляет находиться крыльчатку в состоянии готовности к эксплуатации. Под действием вращающейся крыльчатки создается требуемое давление, с помощью которого тосол нагнетается в охладительную систему и поступает для охлаждения силовой установки и других агрегатов транспортного средства.
Все компоненты водяного насоса можно увидеть при замене сальника помпы, которая осуществляется при слесарно-ремонтных мероприятиях. Для выяснения, циркулирует ли охлаждающая жидкость в системе отопления и функционирует ли помпа «шестерки», проделываем следующие нехитрые действия: заводим и нагреваем двигатель до рабочей температуры 90 градусов по Цельсию и сжимаем двумя руками верхний патрубок, направленный к радиатору. Если водяной насос функционирует, то будет ощущаться циркуляция тосола в системе.
Процесс замены
Последовательность процесса такова:
ВАЗ 2109 ставиться в гараж и затягивается ручник. КПП при этом должна находиться в положении «Нейтраль». Если авто только с поездки – нужно дать остыть силовой установке.
Рабочую жидкость с системы нужно слить, используя сливные пробки и емкость для сбора жидкости. При этом можно оценить состояние системы – бурая и грязная жидкость будет указывать на сильную загрязненность системы и потребность в ее промывке.
Ключами на «10» откручиваются три болта крепления защитной крышки ремня привода ГРМ. Она находится с левой стороны силовой установки. После крышка извлекается, но далеко не убирается, поскольку на ней нанесены метки для установки ВМТ в 1-м цилиндре.
Снятие защитной крышки
За болт шкива коленвал проворачивается до тех пор, пока не сойдется метка, нанесенная на шестерню распредвала с выступом на задней крышке. Затем пластиковая защитная крышка устанавливается на место, но не фиксируется, и проверяется совпадение метки на шкиву с меткой на крышке. Также дополнительно можно проверить совпадение меток на маховике, для чего нужно вытянуть заглушку смотрового окошка на картере сцепления. Все метки должны совпадать, если нет — нужно проворачивать коленвал дальше – до совпадения.
Совмещение меток на распредвале
Ключом на «17» сначала ослабляется, а затем и вовсе выкручивается гайка натяжного ролика. Затем ролик снимается. Его тоже следует проверить на износ – люфта в нем не должно быть, а вращаться он должен без заеданий.
Снимается ремень с шестерни распредвала и опустить его вниз
Далее ключом на «17» откручивается болт крепления этой шестерни, при этом ее нужно застопорить при помощи мощной отвертки через технологические отверстия в шестерне.
Шестерню снимать нужно аккуратно, поскольку она стопорится на валу при помощи шпонки, при снятии важно не потерять ее.
Затем выкручиваются гайка и три болта крепления задней крышки, делается это ключом на «10». После эта крышка извлекается, обеспечивая доступ к болтам крепления помпы.
Болты крепления помпы тоже выкручиваются
Чтобы извлечь неисправный насос, его нужно будет поддеть отверткой.
Просто извлечь помпу с посадочного места не получится, поскольку расстояние между двигателем и подкрылком недостаточно. Чтобы вытянуть насос придется немного поддомкрачивать сам двигатель со стороны помпы, пока не появится возможность извлечь ее.
Извлечение помпы
Посадочное место помпы перед установкой новой нужно будет тщательно очистить ножом от остатков старой прокладки и хорошо вытереть.
Новая помпа ставиться на место так, чтобы маркировка, нанесенная на торцевой части корпуса, находилась вверху. Затягивать болты крепления насоса нужно хорошо, но аккуратно, поскольку вкручиваются они в блок, сделанный из алюминия.
Сборка обратно производится в той же последовательности, что и разборка, но при этом нужно учитывать некоторые нюансы.
Выбор и монтаж новой запчасти
Поскольку автомобиль ВАЗ 2106 и детали к нему давно сняты с производства, оригинальных запчастей найти не удастся. Поэтому при выборе нового насоса стоит учесть ряд рекомендаций.
Иногда подделку можно выявить по несовпадению размеров. Наденьте купленное изделие на крепёжные шпильки и рукой проверните вал. Если лопасти рабочего колеса начнут цепляться за корпус, вам подсунули некачественное изделие.
Установку водяного насоса производите в обратном порядке.
Заполнение охлаждающей системы производится через горловину радиатора. При заливке тосола следите за трубкой, отключённой от коллектора (на инжекторе — дросселя). Когда антифриз побежит из этой трубки, наденьте её на штуцер, зажмите хомутом и долейте жидкости в расширительный бачок до номинального уровня.
Замена помпы на ВАЗ 2110/11/12
Автомобили ВАЗ десятого семейства выпускаются с 8- и 16-клапанными двигателями. Алгоритм замены помпы не зависит от количества клапанов.
Выбор помпы
При покупке новой помпы следует придерживаться следующих правил:
Следует выбирать надёжного производителя, отдавая предпочтение известным брендам и избегая дешёвых подделок
Нужно обращать внимание на каталожный номер изделия — 21081307010 для ВАЗ 2110/11/12. Изделие должно иметь заводскую упаковку с характерными для каждого производителя товарными знаками и голограммами
В комплекте с помпой всегда должна поставляться прокладка. В упаковке должен иметься гарантийный талон, позволяющий при обнаружении дефектов обменять или вернуть помпу.
Качественная помпа должна в комплекте иметь не только заводскую упаковку, но и гарантийный талон с прокладкой
Стоимость новой помпы для 8-клапанного двигателя начинается от 800 руб., а для 16-клапанного — от 1 тыс. руб. В автосервисе работа по замене помпы оценивается примерно в 1 тыс. руб. Наибольшей популярностью пользуются водяные насосы производства ТЗА и HEPU.
Расположение помпы
На ВАЗ 2110/11/12 водяной насос расположен на блоке цилиндров с правой стороны. Это обусловлено конструктивными особенностями газораспределительного механизма, так как крыльчатка начинает вращаться только после запуска двигателя и ремня ГРМ. То есть конструкция механизма газораспределения изначально предполагает использование помпы.
Водяной насос входит в состав механизма газораспределения и устанавливается с правой стороны блока цилиндров
Необходимые инструменты
Для замены помпы потребуется минимальный набор стандартных инструментов:
- рожковый ключ на 17;
- головка на 10;
- удлинитель;
- вороток.
Для замены помпы потребуется минимальный набор стандартных инструментов
Порядок замены помпы на ВАЗ 2110/11/12
Замена помпы не требует полного обновления ОЖ. Однако временное опустошение системы охлаждения необходимо для сброса давления в системе. Это сводит возможность получения травм к минимуму. Более того, остатки ОЖ в процессе работ будут вытекать из посадочного места помпы.
После замены помпы заливать новый тосол рекомендуется в тех случаях, если ресурс старой ОЖ уже выработан. В противном случае система заполняется слитой перед ремонтом ОЖ.
Заменить водяной насос на ВАЗ 2110/11/12 сможет даже неискушённый автовладелец. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
- Автомобиль устанавливается на ровной поверхности.
- Поднимается капот и отсоединяется минусовая клемма аккумулятора.
- Откручивается крышка расширительного бачка. Для сброса остаточного давления откручивается пробка расширительного бачка
- Под двигатель напротив сливного отверстия подставляется ёмкость для ОЖ.
- Ключом на 13 откручивается сливной болт. Когда ОЖ стечёт, болт закручивается обратно. Для слива охлаждающей жидкости ключом на 13 отворачивается болт и подставляется ёмкость
- Ключом на 10 отворачиваются болты крепления пластикового кожуха привода ГРМ. Кожух снимается.
- Чтобы не сместились фазы газораспределения, нужно правильно выставить метки. Ключом на 19 проворачивается болт крепления шкива коленвала. Он вращается до совмещения меток на заднем кожухе привода ГРМ с метками на звёздочке распредвала. При замене ремня ГРМ следует правильно выставить метки
- Чтобы шкив коленвала не проворачивался, между его зубьев вставляется плоская отвёртка.
- Ключом на 17 отворачивается болт крепления звёздочки распределительного вала. Звёздочка снимается. Для снятия звёздочки распредвала понадобится накидной ключ на 17
- Ключом на 17 ослабляется ролик натяжения. Снимается ремень ГРМ и сам ролик. Для снятия помпы необходимо снять ролик натяжения, ремень ГРМ и звёдочку распредвала
- Головкой на 10 откручивается крепления металлической защитной крышки ремня ГРМ. Головкой или ключом на 10 отворачивается крепёж защитной крышки
- Головкой на 10 отворачиваются три болта крепления помпы. Снимается защитная крышка. Отвернув болты крепления, снимается защитная крышка механизма ГРМ
- Вынимается помпа вместе с прокладкой. После снятия крышки помпа вынимается из посадочного места
- С посадочного места удаляются загрязнения и остатки прокладки. Место протирается ветошью. После демонтажа помпы с посадочного места нужно убрать остатки старой прокладки и удалить загрязнения
- На посадочное место устанавливается новая прокладка, предварительно обработанная с обеих сторон герметиком, а на неё — новая помпа. Перед установкой новой помпы прокладка обрабатывается герметиком
- Сборка производится в обратной последовательности.
Цепной зубчатый шкив помпы LWP 1435
«Зубчатый» шкив — привод от цепи ГРМ В качестве примера — помпа LWP 1435 для Nissan Teana «Зубчатый» шкив — привод от цепи ГРМ В качестве примера — помпа LWP 1435 для Nissan Teana
«Зубчатый» шкив — привод от цепи ГРМ. В качестве примера — помпа LWP 1435 для Nissan Teana
Шкив
В зависимости от типа привод может быть «ременным» (привод от «простого» ремня) и «зубчатым» (привод от зубчатого ремня ГРМ либо от цепи ГРМ). «Ременной» привод часто делается съемным — в этом случае на валу помпы запрессовывается фланец, на котором впоследствии устанавливается приводной шкив.
В современных двигателях получают постепенное распространение в качестве шкива электромагнитные муфты, которые позволяют регулировать скорость вращения помпы (либо даже «отключать» водяной насос).
Замена помпы на ВАЗ 2101–2107 (инжектор и карбюратор)
Итак, помпа неисправна и принято решение о её замене. Кстати, процедура эта может быть напрямую связана с обновлением охлаждающей жидкости.
Расположение
Помпа сидит на БЦ. Она прикручивается болтами к корпусу блока (указаны стрелками на фото).
Расположение помпы на блоке автомобиля ВАЗ (гайки указаны стрелками)
Тонкости выбора
Выбор помпы — дело ответственное. Если не придать ему должного внимания, можно оказаться с носом — потратите деньги на «левый» или восстановленный, но бывший в употреблении товар.
Особо нужно проверять сальник. Желательно, чтобы он был нового образца, а не старого. Новые образцы бывают с пружинками, старые — без них.
Не должно быть никакого люфта. Рекомендуется вскрыть упаковку прямо в магазине, на месте. Проверить изделие на наличие поперечного люфта подшипника, если он наблюдается — вернуть или поменять.
На корпусе настоящей вазовской помпы должен присутствовать логотип ТЗА, что означает изготовление методом литья. Если знака нет — это кустарная работа.
Приобретение родного вазовского насоса — гарантия надёжности и долговечности. Только в крайнем случае, если подходящего варианта нет, можно прислушаться к рекомендациям продавца или профессионала, советующего подбор наиболее оптимального насоса.
Инструменты и материалы для замены
Понадобятся следующие инструменты:
- монтировка;
- комплект ключей;
- пустая тара для слива ОЖ.
Помимо инструментов понадобятся и материалы:
- сам насос, новый и заводской;
- новая ОЖ для замены старой жидкости;
- прокладка;
- герметик на силиконовой основе;
- новый комплект гаек и шайб (рекомендуется).
Алгоритм проведения замены
Начали.
- Открыть сливное отверстие и аккуратно слить жидкость. Сколько тосола выйдет, столько и нужно будет залить (если до этого не было течи). Если же течь была, то желательно полностью освободить систему от ОЖ, и залить по инструкции 9,8 л.
- Обесточить аккумуляторную батарею. Разъединить колодку электро-вентилятора.
- Снять защитный кожух вентилятора.
Теперь открыт доступ к различным элементам блока цилиндров.
- Расслабить гайку натяжения ремня генератора (М17), и снять ремень.
- Открутить скобу, зафиксированную к помпе, и отвести её в сторону.
- Придерживая шкив помпы, открутить три крепёжных болта.
- Затем открутить четыре гайки, фиксирующие насос к двигателю.
- Насос демонтировать, зачистить посадочное место шкуркой.
- Поставить новую помпу, смазав предварительно посадочное место герметиком.
Остальной процесс сборки проводится уже в обратной последовательности.
Признаки неисправности водяного насоса на «классике»
Помпа на ВАЗ — очень важная деталь. Именно от неё большей частью зависит: будет ли греться автомобиль или нет. Не стоит говорить, что поломка элемента — вещь неприятная, однако есть и свой плюс. Так, выходящая из строя деталь всегда даёт знак опытному водителю, который должен уметь распознавать основные признаки приближающейся поломки.
В первую очередь рассмотрим признаки разрушающихся подшипников насоса. Пусть и незначительный, но излишний люфт приводного шкива — уже повод задуматься. Также шуршание, вой, рокот и другие характерные звуки сработанных подшипников должны насторожить водителя.
Интересно замечание по звукам дают опытные автомобилисты. Двигатель, говорят они, не скрипит, а стучит или шумит. Наоборот, всё что пищит или скрипит — это характерные признаки генератора, роликов или помпы. Вой — свидетельствует о перетяжке ремня ГРМ или ремня генератора.
Если не обратить внимание на эти признаки, то после нескольких десятков километров пробега автомобиля может начаться течь ОЖ, хотя это не аксиома, ведь сколько есть примеров, когда при полностью развалившемся насосе течи не было. Лучше акцентировать внимание на шум: скрежет подшипников со временем лишь усилится, и не заметить его будет невозможно
Что касается течи, то она больше зависит от качества сальника. Он стоит в помпе и призван обеспечивать герметичность. Жидкость может выходить из дренажного отверстия, если оно предусмотрено на помпе (зависит от модели насоса — есть с отверстиями и без). Со временем течь будет только усиливаться, если не принять меры по замене.
Проверить подшипник можно наглядно:
- просунуть руку и взяться за шкив помпы;
- пошевелить его вперёд и назад;
- если наблюдается хотя бы незначительный люфт, то это значит, что какой-то износ подшипников присутствует.
Однако если свиста нет и люфт совсем незначительный, то какое-то время помпа ходить ещё будет. Можно снять ремень генератора, и проверить шкив так. Это позволит лучше прочувствовать свободный люфт.
Таким образом, пока не появился конкретный скрежет, и нет критического выхода тосола наружу, ехать можно. От первого признака шуршания или слабого свиста до полного выхода из строя возможно проехать ещё 1000–6000 километров. Тут уже, как повезёт — волшебных советов нет.
С другой стороны, и это надо учитывать, помпа может выйти из строя и гораздо раньше, не доходя до стадии скрежета. Всё может произойти быстро и незаметно для владельца авто, и не стоит дожидаться, когда уровень шума повысится, чтобы заменить насос.
Важно понимать, чтобы бывает такая поломка водяного насоса, при которой ухода тосола и шума вообще не будет. А двигатель будет кипеть
Например, такое случается, когда пластиковая крыльчатка отходит от вала. По сути, вал как и раньше крутится, но крыльчатка бездействует и просто болтается. Одновременно перестанет греть и печка.
Существует ещё вариант перегрева мотора. Помпа исправна, новая. Однако в жару или в тяжёлых условиях езды по бездорожью, в пробках на светофорах вентилятор часто включается, а мотор начинает греться. Происходит это по причине несоответствия конструкционных особенностей помпы: например, если внутри установлена крыльчатка меньшего размера, чем нужно (на старых образцах помпы крыльчатка оснащена маленькими лопастями, которые могут не осиливать охлаждение более мощного двигателя).
Если у владельца при покупке новой помпы имеется выбор, то лучше отдавать предпочтение моделям с крыльчаткой большего размера.
Крыльчатки помпы: маленькая (слева) и большая
Большой зазор между крыльчаткой и корпусом помпы также может стать причиной недостаточного потока тосола по системе охлаждения. Зазор должен быть не больше 1,5 мм. Особенно сильно проявляется этот недостаток на холостых оборотах, в пробках.
Зазор между крыльчаткой и корпусом насоса не должен превышать 1,5 мм
Оригинальные способы диагностики работы помпы были найдены в одном автомобильном журнале.
- Нужно взять несколько чистых листков белой бумаги и разложить их вечером под машиной. Утром проверить бумагу, если она мокрая, со следами зеленоватой жидкости, значит, помпа пропускает.
- Включить на полную мощь отопитель в салоне. Если стрелки индикатора температуры воды взлетят резко вверх, остановить машину. Проверить на ощупь состояние радиатора охлаждения после остановки двигателя и состояние приводного ремня насоса. Если элементы чересчур горячие, с насосом не всё в порядке.
- Откройте капот автомобиля. Если явно присутствует запах ОЖ, это указывает на неисправность помпы.
- Двигатель включается в режим холостого хода. Затем нужно зажать пальцем верхний патрубок насоса. Если помпа работает, то чувствуется небольшой толчок жидкости.
Подготовка инструмента и рабочего места
Для замены водяного насоса на классической модели ВАЗ понадобится ровный, освещенный участок или теплый гараж (в холодное время года). Поскольку все работы ведутся из-под капота, канал наблюдения не нужен.
Вам потребуются следующие инструменты:
- набор торцевых ключей и головок;
- отвертка плоская;лома;
- Перчатки из материала и тряпки.
- Кроме того, необходимы высокотемпературный герметик и 1 литр охлаждающей жидкости для повторного заполнения. Чтобы заподернуть охлаждающую жидкость, приготовьте контейнер емкостью 10 литров с широкой шеей (пластиковый контейнер или отрезать с боковой части канистды) и счетчика растяжения обычного шланга.
Чтобы избежать ожогов, все работы должны быть выполнены на холодном двигателе
Чтобы удалить насос в классических моделях VAZ, вам не нужно вращать коленчатый вал, выровнять маркеры сходимости или разбирать привод передач, как это в корпусе на передних транспортных средствах. Просто приверните свою машину на равной платформе и обездвижите ее ручным тормозом.