Диагностика
Вначале нужно убедиться в самом наличии проблемы. Для этого необходимо выключить двигатель, предварительно поставив машину на смотровую яму. Затем нужно несколько раз повернуть руль до упора в одну сторону и другую.
При этом чтобы определить неисправность необходимо как минимум два человека. Один будет поворачивать руль, другой оценивать работу рейки снизу. Это позволит проверить наличие зазоров в шарнирах. Если стук остался даже после отсоединения тяг и рычагов, узел придётся заменить.
Причин, почему стучит рулевая рейка, может быть множество. Поэтому огромную роль в ремонте играет диагностика. Чаще всего стучат рулевые наконечники и тяги. Главным признаком порванного наконечника является повреждённый пыльник. Именно из-за этого шаровое соединение приходит в негодность. Диагностировать поломку тяги гораздо сложнее.
Это интересно: Ошибка Р0340: код, что означает, как исправить
К сожалению, убедиться в том, что стучит рулевая рейка именно из-за тяги сложно, ведь если машина была куплена с пробегом, то предыдущий владелец вполне мог заменить порвавшуюся запчасть, не утрудив себя более серьёзным ремонтом.
Важно! Чтобы понять, что рулевая рейка стучит именно из-за тяги, необходимо снять пыльник и проверить тягу на предмет люфтов
В большинстве случаев причиной того, что стучит рулевая рейка, является втулка. Это деталь под номером 7 на рисунке. Она не имеет жёсткой фиксации и подталкивается вперёд пружиной, которая регулируется болтом с контргайкой.
Важно! В большинстве сервисных центров вместо того чтобы заменить исключительно втулку, предлагают установить новый узел. Чаще всего подобная политика сервисных центров связана с банальным желанием разжиться на автомобилисте
Действительно, существуют детали, которые меняются только при сборке. Но это не тот случай. Втулка для автомобилей Honda есть в открытой продаже. Мало того, её можно сделать самостоятельно, если в наличии будут чертежи
Чаще всего подобная политика сервисных центров связана с банальным желанием разжиться на автомобилисте. Действительно, существуют детали, которые меняются только при сборке. Но это не тот случай. Втулка для автомобилей Honda есть в открытой продаже. Мало того, её можно сделать самостоятельно, если в наличии будут чертежи.
Гул при повороте
Если при вывернутом в крайнее (или близкое к нему) положение рулевом колесе слышен гул — значит, надо проверять состояние гидро- или электроусилителя и составляющие его рабочей системы. При этом гул может возникнуть даже в случае, если уровень жидкости будет в норме. Проверять нужно состояние лопастей насоса (зачастую со временем производительность насоса снижается), состояние его подшипников, натяжение приводного ремня.
Утечка жидкости ГУР
Регулярная утечка — повод проверить систему гидроусилителя, ее уплотнителей. В частности, если автовладелец вынужден часто доливать жидкость в расширительный бачок системы. При этом сопутствующим симптомом неисправности рулевой рейки будет утечка жидкости из магистрали. Она может стекать прямо на землю под машиной (обычно прямо под расширительным бачком) либо потеки видны на пыльниках рулевых тяг.
Зачастую при утечке жидкости в систему попадает воздух (система «завоздушивается»). Его можно видеть по бурлящей жидкости в расширительном бачке. Как указывалось выше, причиной утечки может быть ржавчина на рейке. Чтобы избавиться от нее в дальнейшем, желательно пользоваться нестандартными пластиковыми хомутами для затяжки пыльников, а их металлическими аналогами, обеспечивающими более высокий уровень герметичности.
Стук при езде в передней оси
На самом деле подобный стук может сигнализировать и о неисправности в ходовой автомобиля, поэтому необходимо выполнить дополнительную диагностику. Стук может быть как по центру так с левой с правой стороны. В лучшем случае стук может сигнализировать о порванном пыльнике тяги, в худшем — о проблемах с тягами, рычагами или другими элементами.
Чтобы точно понять из-за чего возникла такая неисправность лучше снять и разобрать рейку. Ведь самым безобидным может быть попускание регулировочной гайки или износ втулки (когда стук справа), а более серьезной проблемой является износ червячной пары.
Порванный пыльник на тяге
При проверке работоспособности рейки необходимо обратить внимание и на целостность пыльника тяги. В идеале он должен быть целым, а резина эластичной
Если он порвался, и внутрь попала грязь — его нужно обязательно заменить, добавить смазки предварительно удалив с механизмов грязь, влагу, мусор.
Рулевая рейка с электроусилителем
Для локализации неисправностей в электрической рулевой рейки необходимо выполнить проверку следующих элементов.
Причины стука
Часто от автолюбителей приходится слышать, что у них начала стучать рулевая рейка, и что нужна, наверное, новая. Тут же у них возникает вопрос, сколько стоит новая деталь и конечно, ответом будет «очень дорого». Этот узел автомобиля в сравнении один из самых дорогостоящих. В некоторых случаях ее стоимость достигала четверти стоимости всего авто. Но, ведь, не все так плохо. От стука в рулевой колонке можно избавиться. Сперва нужно разобраться с причинами появления стука. Рулевая рейка входит в систему ГУР, которая способствует вращению рулевой колеса, прикладывая самый минимум усилий. Она представляет собой фактически гидроусилитель.
Диагностику стоит начинать с изучения картинки рейки из официального каталога автомобиля. Первое, что из всего нарисованного на схеме может стучать – рулевые тяги и рулевые наконечники. Наконечники диагностируются весьма просто. Обычно тот наконечник, что вышел из строя, отличается порванным пыльником, что приводит в нерабочее состояние шаровое соединение пальца.
С тягой же все сложнее. Тяга обычно из строя выходит из-за порванного пыльника. Иногда случается, что предыдущий ее владелец успел «убить» тягу, но умудрился заменить пыльник, наполнив новой смазкой. Из-за этого тяга может какие-то время работать более-менее хорошо, но позже выходит из строя окончательно. Это вызывает тот самый стук.
При таком раскладе диагностику проводить сложнее, придется снимать пыльник, проверять саму люфтовую тягу в горизонтальной плоскости. В случае присутствия люфта можно радоваться, причина стука обнаружена.
В этой схеме я рекомендую обратить внимание на важный нюанс. Стук рулевой тяги или наконечника не опознать сможет только неквалифицированный специалист. Настоящий знаток своего дела никогда не станет при таком раскладе рекомендовать замену всей рулевой рейки, а сразу укажет на потребность покупки только новой детали
Настоящий знаток своего дела никогда не станет при таком раскладе рекомендовать замену всей рулевой рейки, а сразу укажет на потребность покупки только новой детали.
Если стучит именно рейка, придется уже и в ней разбираться. Ее проверку стоит начать с такой детали, как вал, являющийся во всей конструкции ключевым моментом. Движение этого вала является основой поворота колес. Источников раздающегося стука он оказывается весьма часто. Только сам он стучать не может, происходит это под воздействием других деталей.
Стоит обратить внимание на еще одну деталь, ее назначение – создание фиксированного рабочего положения для того самого вала, не позволяя ему слишком отклоняться. Разные источники называют эту деталь по-разному. Это может быть направляющая рулевая рейка, другие источники называют «втулка рулевой рейки»
Есть еще несколько вариантов. Наполовину она охватывает вал, а внутренняя ее сторона покрывается особым материалом, основанным на фторопласте, который при контакте обеспечивает минимальный уровень трения
Это может быть направляющая рулевая рейка, другие источники называют «втулка рулевой рейки». Есть еще несколько вариантов. Наполовину она охватывает вал, а внутренняя ее сторона покрывается особым материалом, основанным на фторопласте, который при контакте обеспечивает минимальный уровень трения.
Втулка эта сама не фиксируется, она вообще относится к подвижным деталям, которые вперед подталкиваются с помощью пружины и регулируются особым болтом с контргайкой.
Во многих случаях именно данная втулка вызывает стук в рулевой рейке. И при этом почти все мастера рекомендуют заменить весь узел. Но для владельцев автомобилей это момент, где нужно хорошо подумать. Конечно, есть детали, которые можно поменять только в сборе. Но этот случай явно не из таких. Если стук вызвала втулка, ее легко можно найти в отдельной продаже. При этом выбор, в зависимости от модели, весьма широк. Вывод один – если вам сказали менять рейку, то ни в коем случае не спешите!
Причины стука
Стук в рулевой рейке – откуда он происходит? Давайте искать первопричину.
Да, рулевая рейка – система более простая, нежели устаревшая червячная разновидность.
Как уже отмечалось выше, она даже на российских машинах «ходит» 80-100 тыс. км, не доставляя автомобилистам проблем.
Но преждевременный стук, увы, иногда возникает.
Причины бывают такими:
- На ВАЗ-21099, к примеру, часто стук в рулевой рейке спровоцирован недостаточно хорошо закрученными крепежными болтами. Нет, затянуты они были добросовестно, это наши удивительные дороги, создавая вибрации, со временем раскрутили их. Стук здесь устранить несложно – надо просто затянуть все крепежи.
- На машине ВАЗ-2110 и всем авто в семействе десятого ряда нередко изнашивается опорная втулка на одной из сторон рейки. Поскольку изготавливают опорные втулки здесь из пластмассы, быстрый износ их не становится чудом при поездках по нашим идеальным, так сказать, автодорогам. Неровности способствуют возникновению свободного хода этого элемента, отчего износ происходит ускоренными темпами.
- Куда серьезнее ситуация, когда разрываются чехлы, защищающие рулевую рейку. Тогда пыли и грязи открыт доступ на ее зубчатые поверхности, что уже без лишнего драматизма похоже на катастрофу. Долго рейка без защиты не проработает, поэтому и появляется злополучный стук.
- Коррозия детали – вообще фатальная проблема, потому что рулевую рейку придется однозначно менять. Это дорого, но не дороже финансов и, главное, жизни со здоровьем.
- Редко, но имеет место заводской брак. Тут рейка чаще всего стучит уже на новом автомобиле. Благо, если транспорт числится на гарантии – тогда замены некачественного узла можно добиться за счет «заведения» изготовившего машину. Повреждение на заводе, плохое качество изготовления – наиболее частые случаи производственного брака.
- Материал рейки. Как правило, он мягкий и рассчитан для езды по качественным дорогам. При езде же по нашим ямам и в следствии постоянной вибрации постепенно слой за слоем, микрон за микроном происходит снятие металла с поверхности рейки, а это приводит к преждевременному износу опорной втулки. В данному случае проблему можно решить двумя способами. Или купить новую рейку или заказать изготовление аналогичной из более прочного металла. Обычно люди, которые этим занимаются порекомендуют вам нужный материал.
Всем без исключений автомобилистам хотелось бы осведомиться, как сохранить и продлить жизнь рулевой рейке, ведь это не просто дорогой, но и жизненно важный узел, неисправность которого часто оборачивается трагедией.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Генератор дает перезаряд на аккумулятор, где искать причины
Поломки и признаки неисправности рулевой рейки
Во время езды на автомобиле важно контролировать состояние рулевого реечного механизма. Это можно определить по некоторым четким проявлениям
Главное – внимание к возможным неполадкам
Скрип или стук
Если во время движения появляются стуки, скрипы, то это может свидетельствовать о неисправностях ходовой части. Звуки могут доноситься спереди авто слева или справа. Такие сигналы могут свидетельствовать как о порванном пыльнике, так и о более серьезных проблемах с рычагами, тягами. Причиной также может быть износ самой втулки, червячной пары. При таких обстоятельствах нужно разбирать рейку для выяснения более точных причин.
Течь
При протечке жидкости внутрь гидравлической системы попадает воздух. При таких обстоятельствах в расширительном бачке появляется бурление.
Устранить течь помогут пластиковые и металлические хомуты, которые используются для затяжки и фиксации пыльников. Другой причиной утечки могут быть изношенные прокладки и сальники, которые незамедлительно нужно менять.
Некорректное поведение руля
Явное снижение управляемости автомобиля, когда он не реагирует на поворот руля. При этом во время движения возникают выраженные трудности с поворотом колес на фоне свистящих звуков и скрипов. Такая проблема может быть вызвана повреждениями насоса гидравлического насоса, приводного ремня. Во время движения по прямой или на поворотах чувствуется биение руля, появление вибрации при поворотах.
Важно контролировать состояние рулевого реечного механизма и вовремя устранять неполадки
Порванный пыльник на тяге
Работоспособность рулевой рейки напрямую зависит от целостности пыльников тяги. В идеале резина должна быть мягкой и эластичной. При разрыве резиновой защиты внутрь попадает грязь, пыль, песок. При таких обстоятельствах нужно незамедлительно заменить поврежденные элементы. Механизмы нужно тщательно очистить, добавить защитный слой смазки.
Разбитые втулки
Зачастую гул, дребезжание руля во время поворота вызвано разбитыми втулками. При появлении таких симптомов следует разобрать рулевую рейку, провести диагностику поломок.
Можно поменять электрический усилитель руля в сборе с рейкой. Дешевле приобрести ремонтный комплект.
Снижение уровня жидкости
Подтеки на пыльниках рулевых, лужи под расширительным бачком является серьезным поводом для проверки герметичности гидравлического усилителя руля, его уплотнительных элементов. Необходимость постоянной доливки жидкости ГУР в расширительный бачок также свидетельствует о проблемах. Такую ситуацию необходимо исправить как можно быстрее.
Советы профессионалов по эксплуатации рулевой рейки
1. Обращайтесь только к профессионалам
«Изучить неисправность рулевой рейки и локализовать место стуков возможно только на поднятом авто, причем понадобится специализированное оборудование. Это справедливо как для устаревших ныне червячных и винтовых рулевых механизмов, так и для реечных, которые широко распространены в настоящее время. Лишь опытному профессионалу под силу найти виновника посторонних шумов.
В некоторых случаях проблема может быть решена простой затяжкой ослабленного крепления
Не стоит недооценивать важность квалифицированного подхода к вопросу, как убрать стук в рейке. Поэтому лучше однозначно обращаться на соответствующие СТО!»
2. Советы, как продлить срок службы рулевой рейки
как можно реже делать резкие повороты;
воздержаться от внезапных торможений и стремительных ускорений;
при парковке лучше не доехать до бордюра, чем удариться о него колесами
Наиболее болезненны для современных типов подвески боковые удары;
неровности, ухабы и ямы на дороге нужно проезжать максимально аккуратно;
остерегаться необозначенных «лежачих полицейских», наезд на такие препятствия – одна из основных причин поломки рулевых реек, по утверждению работников СТО;
не пренебрегать профилактикой рулевого механизма и всей передней подвески в целом;
особое внимание уделять целостности сальников, пыльников и прочей защиты. При выявлении малейших повреждений менять без колебаний, так как это намного дешевле потенциального ремонта.
При обнаружении изменений в поведении авто на дороге, появлении новых шумов, скрипов, стуков незамедлительно заниматься поиском вызвавших это явление причин».
Диагностика
Вначале нужно убедиться в самом наличии проблемы. Для этого необходимо выключить двигатель, предварительно поставив машину на смотровую яму. Затем нужно несколько раз повернуть руль до упора в одну сторону и другую.
При этом чтобы определить неисправность необходимо как минимум два человека. Один будет поворачивать руль, другой оценивать работу рейки снизу. Это позволит проверить наличие зазоров в шарнирах. Если стук остался даже после отсоединения тяг и рычагов, узел придётся заменить.
Причин, почему стучит рулевая рейка, может быть множество. Поэтому огромную роль в ремонте играет диагностика. Чаще всего стучат рулевые наконечники и тяги. Главным признаком порванного наконечника является повреждённый пыльник. Именно из-за этого шаровое соединение приходит в негодность. Диагностировать поломку тяги гораздо сложнее.
Это интересно: Замена тормозной жидкости: сколько лить, как часто менять
К сожалению, убедиться в том, что стучит рулевая рейка именно из-за тяги сложно, ведь если машина была куплена с пробегом, то предыдущий владелец вполне мог заменить порвавшуюся запчасть, не утрудив себя более серьёзным ремонтом.
Важно! Чтобы понять, что рулевая рейка стучит именно из-за тяги, необходимо снять пыльник и проверить тягу на предмет люфтов
В большинстве случаев причиной того, что стучит рулевая рейка, является втулка. Это деталь под номером 7 на рисунке. Она не имеет жёсткой фиксации и подталкивается вперёд пружиной, которая регулируется болтом с контргайкой.
Важно! В большинстве сервисных центров вместо того чтобы заменить исключительно втулку, предлагают установить новый узел. Чаще всего подобная политика сервисных центров связана с банальным желанием разжиться на автомобилисте
Действительно, существуют детали, которые меняются только при сборке. Но это не тот случай. Втулка для автомобилей Honda есть в открытой продаже. Мало того, её можно сделать самостоятельно, если в наличии будут чертежи
Чаще всего подобная политика сервисных центров связана с банальным желанием разжиться на автомобилисте. Действительно, существуют детали, которые меняются только при сборке. Но это не тот случай. Втулка для автомобилей Honda есть в открытой продаже. Мало того, её можно сделать самостоятельно, если в наличии будут чертежи.
Гул при повороте
Если при вывернутом в крайнее (или близкое к нему) положение рулевом колесе слышен гул — значит, надо проверять состояние гидро- или электроусилителя и составляющие его рабочей системы. При этом гул может возникнуть даже в случае, если уровень жидкости будет в норме. Проверять нужно состояние лопастей насоса (зачастую со временем производительность насоса снижается), состояние его подшипников, натяжение приводного ремня.
Утечка жидкости ГУР
Регулярная утечка — повод проверить систему гидроусилителя, ее уплотнителей. В частности, если автовладелец вынужден часто доливать жидкость в расширительный бачок системы. При этом сопутствующим симптомом неисправности рулевой рейки будет утечка жидкости из магистрали. Она может стекать прямо на землю под машиной (обычно прямо под расширительным бачком) либо потеки видны на пыльниках рулевых тяг.
Зачастую при утечке жидкости в систему попадает воздух (система «завоздушивается»). Его можно видеть по бурлящей жидкости в расширительном бачке. Как указывалось выше, причиной утечки может быть ржавчина на рейке. Чтобы избавиться от нее в дальнейшем, желательно пользоваться нестандартными пластиковыми хомутами для затяжки пыльников, а их металлическими аналогами, обеспечивающими более высокий уровень герметичности.
Стук при езде в передней оси
На самом деле подобный стук может сигнализировать и о неисправности в ходовой автомобиля, поэтому необходимо выполнить дополнительную диагностику. Стук может быть как по центру так с левой с правой стороны. В лучшем случае стук может сигнализировать о порванном пыльнике тяги, в худшем — о проблемах с тягами, рычагами или другими элементами.
Чтобы точно понять из-за чего возникла такая неисправность лучше снять и разобрать рейку. Ведь самым безобидным может быть попускание регулировочной гайки или износ втулки (когда стук справа), а более серьезной проблемой является износ червячной пары.
Порванный пыльник на тяге
При проверке работоспособности рейки необходимо обратить внимание и на целостность пыльника тяги. В идеале он должен быть целым, а резина эластичной
Если он порвался, и внутрь попала грязь — его нужно обязательно заменить, добавить смазки предварительно удалив с механизмов грязь, влагу, мусор.
Рулевая рейка с электроусилителем
Для локализации неисправностей в электрической рулевой рейки необходимо выполнить проверку следующих элементов.
ТОП-5 причин, почему стучит руль авто при движении!
1. Стук в руле на неровностях при прямолинейном движении
Иногда стук возникает при движении по неровной дороге. Причиной могут являться изношенные подшипники вала находящейся внутри салона рулевой колонки. В результате имеет место радиальный люфт вала, сопровождающийся данным стуком. Если износилось уплотнительное или стопорное кольцо, это может привести также к осевому люфту. Отчасти это решается недорогим ремонтом колонки благодаря предусмотренной поставке необходимых запчастей.
Вместе с заменой неисправных элементов специалисты меняют и сопутствующие элементы и детали, которые могут быть исправными, но в скором времени, вероятно, снова потребуют ремонта всего узла по причине выхода их из строя во время движения.
Часть моделей автомобилей имеет неразборную колонку без возможности восстановления. В таком случае колонка меняется целиком.
2. Стук при повороте руля на месте или в движении
Прежде всего, стоит проверить давление в шинах – по-разному накаченные колеса могут также являться причиной стука при движении авто. Далее осмотрите крепление пластиковых подкрылок. Вероятно, один или несколько крепежных саморезов вырвались, из-за чего подкрылок при повороте задевает колесо и издает соответствующий стук. Устраняется неисправность легко. Необходимо лишь заменить вырвавшиеся крепежные элементы новыми.
Наибольшую опасность представляют неисправности, сопровождаемые стуком непосредственно рулевого механизма при повороте руля. Звук может быть локализован ближе к подвеске, колесам или рулю. Разберем причины его возникновения, начиная с наиболее распространенных.
3. Шарниры равных угловых скоростей
Стук при вывернутом руле в движении обычно связан с работой наружного ШРУСа, который начинает скрипеть или в некоторых случаях ударяться о колесо. Соответственно, при повороте влево хруст или стук будет возникать в правом ШРУСе, а при повороте вправо – в левом.
Внутренние же шарниры, как правило, издают скрип или стук при скоростном движении по неровностям. На повороты руля они никак не реагируют. Поэтому если поворот или резкое ускорение машины сопровождается стуком, вероятнее всего, замене подлежит внешний шарнир. Но перед заменой его стоит внимательно осмотреть. При небольшом износе или при отсутствии такового ШРУС достаточно обработать соответствующей смазкой.
4. Рулевые наконечники и рулевые тяги
Как наконечники, так и тяги в рулевой системе со временем изнашиваются, давая люфт. В результате во время поворота машины при движении появляются скрипы и стуки.
Чтобы проверить состояние деталей, приподнимите машину на домкрате со стороны, откуда доносятся звуки и снимите колесо. Затем попробуйте расшатать тяги и наконечники, проверяя, таким образом, возможный люфт. Зачастую внутри наконечника накапливается грязь и вода из-за порванного пыльника, поэтому и возникает стук.
Иногда отчетливый металлический стук при повороте руля в неподвижной машине или в процессе езды появляется из-за того, что автовладелец забыл закрепить рулевую тягу с наконечником после проведения сход-развала. В этом можно удостовериться, пошатав руками колесо влево и вправо. Если колесо шатается, издавая характерный звук, проблема именно в незатянутой крепежной гайке.
5. Рулевая рейка
Неисправная рулевая рейка довольно часто провоцирует стуки при повороте руля, как во время движения, так и в неподвижном автомобиле. Почему возникает этот стук? Причин тому несколько:
- Крепеж рулевого механизма затянут плохо.
- Пластмассовая опорная втулка руля сильно износилась, создав люфт.
- Люфт появился в подшипниках вала рулевой рейки.
- Увеличился зазор между зубьями рейки, создав люфт и вызывая глухие стуки при поворотах руля на неподвижной машине.
- Полностью износилась антифрикционная прокладка, в результате чего поджимной «сухарь» начал вибрировать и стучать по корпусу рулевой рейки.
Выявление стука в рулевой рейке – достаточно непростая задача. Лучше всего воспользоваться помощью напарника, попросив его сесть за руль машины, предварительно поставленной на ручник, и расположиться под машиной около рулевой рейки. Пусть помощник вращает руль, а вы в это время фиксируйте скрипы и хруст, доносящиеся из рейки, которые будут сигнализировать о неисправности.
Подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки!
Полезные материалы про авто здесь!
Ремонт рулевой рейки своими руками
После обнаружения неисправной детали автовладелец должен выбирать из следующих вариантов решения вопроса, как убрать стук в рейке:
- самостоятельный ремонт рулевой рейки;
- восстановление при помощи профессионала;
- полная замена редуктора.
Если восстановить рулевую рейку не представляется возможным, однозначно придется приобрести новую. Причем данный узел совсем недешевый, однако затраты окупятся в том плане, что новая деталь гораздо надежнее, чем прошедшая восстановление.
Как убрать стук в рулевой рейке, если его источник – рулевые наконечники? Это достаточно простой и незатратный вариант ремонта. Стоимость замены этих частей в любой СТО вполне доступная. Если автовладелец не обладает навыками автослесаря и нет необходимых инструментов, значит, браться за решение проблемы своими силами не стоит.
Также распространенная проблема – когда стук происходит в месте стыка тяги и рейки. Ремонт этой неисправности вполне возможен силами автолюбителя. Нужно выполнить такую последовательность действий:
снять пыльник и освободить узел от смазки;
заменить втулку в случае ее износа;
смыть загрязнения с пружины при помощи солярки или специального очистителя;
осмотреть пыльник на наличие трещин и порывов, даже самых мелких
При обнаружении таковых установить новую защиту;
затянуть болт, фиксирующий втулку, осторожно прикладывая усилие, чтобы избежать повреждения механизма.. По окончании ремонта проверить работу системы рулевого управления в собранном виде
Если стука больше нет – это доказательство корректности проведенного ремонта. В противном случае лучше передать исправление проблемы компетентным специалистам.
По окончании ремонта проверить работу системы рулевого управления в собранном виде. Если стука больше нет – это доказательство корректности проведенного ремонта. В противном случае лучше передать исправление проблемы компетентным специалистам.
Если авто оснащено гидроусилителем, то демонтажу должен предшествовать слив рабочей жидкости из системы. Для снятия редуктора с ГУР нужно сначала открутить подрамник, что невозможно сделать без помощи второго человека. Когда помощника найти не получается, работу лучше доверить СТО.
Чтобы восстановить рулевую рейку своими руками, предварительно стоит приобрести специальный ремкомплект, состоящий из втулки, уплотнителей и сальников. Найти подобные расходные материалы можно как в автомагазинах, так и на рынках.
Что делать с неисправностями рейки?
В подавляющем большинстве случаев замена или ремонт рулевой рейки производится на автосервисе, поскольку даже снятие элемента – задача непростая. Но мелкие проблемы можно решить самостоятельно, например:
- Заменить порвавшийся резиновый пыльник. Если вы обнаружили данный дефект на ранней стадии, когда реечный механизм функционирует исправно, то можете поменять кожух в гараже на смотровой яме. Не забудьте очистить от грязи детали под пыльником.
- Устранить протечки гидравлической жидкости на патрубках. Для этого придется опорожнить систему и заменить шланги, лучше все сразу.
- Поставить новые наконечники рулевых тяг. Признаки износа шаровых пальцев очень похожи на неисправность рулевой рейки – возникает люфт руля и стук.
- Сменить разбитую крестовину рулевого вала.
- Подтянуть либо поменять ремень, вращающий шкив гидравлического насоса. Проскальзывание ременной передачи ведет к ухудшению работы усилителя и затруднительному вращению руля.
Когда проблема кроется внутри корпуса реечного механизма, самостоятельно устранить стук не получится, разве что вы сами – автомеханик. Наиболее распространены следующие внутренние неисправности:
- выработка зубьев на рейке либо рулевом валу;
- люфт подшипников;
- разгерметизация сальников;
- кольцевой износ втулок, цилиндров;
- деформация вала либо самой рейки в результате попадания колеса в глубокую выбоину и удара по механизму.
Часть перечисленных поломок устраняется путем установки ремонтных комплектов в условиях автосервиса. Изношенные детали зубчатой передачи отдельно лучше не менять – необходимо ставить новую рейку.
http://etlib.ru/blog/245-pochemu-stuchit-rulevaya-rejkahttp://ddcar.ru/blog/remont/stuk-v-rulevoy-reyki-pochemu-poyavlyaetsya-i-kak-ubrathttp://rulikoleso.ru/interesnoe-na-jrepair-ru/agregats/stuk-v-rulevoj-rejke-kak-opredelit-kak-ustranit-stukhttp://autochainik.ru/priznaki-neispravnosti-rulevoy-reyki.html
Конструкция рулевой рейки
Рулевые рейки разных видов имеют и конструкцию различную. Выделают рейки таких типов:
- механическая;
- гидравлическая;
- электрическая.
Механическая конструкция состоит из:
- зубчатой рейки;
- шестерни;
- вала;
- рулевого механизма;
- наконечников.
Во время вращения «баранки» на шестерню от вала передается усилие, приводящее в движение рейку. Зубчатая рейка преобразовывает вращательное движение в поступательное и передает его на колеса.
В механической конструкции зубчики меняют свой шаг от центра к краям, в результате чего управлять рулем на высокой скорости становится тяжелее, маневренность автомобиля снижается. На современные авто, которые отличаются безопасностью даже при высоких скоростях, ставят гидравлические и электрические механизмы.
Гидравлическая рейка крепится к кузову или к двигателю – если расположена в верхней части. Если рейка находится в нижней части, она может крепиться на подрамник, балку или кузов. Отличает ее от механической конструкции наличие гидроусилителя, облегчающего повороты руля при маневрах на высокой скорости.
Электрическая рейка отличается наличием электромотора, расположенного в левой части узла рулевого управления автомобилем. Электрическая модель отличается более высоким коэффициентом полезного действия по сравнению с гидравлическим аналогом. Ее функциональность не зависит от условий внешней среды. В ей конструкции нет сальников, прокладок и шлангов, требующих постоянной замены из-за износа. Не нужно постоянно обновлять смазку, как у механики, которая то и дело ломается из-за нехватки смазочных материалов.
Принцип работы рулевой рейки
Простыми словами — это устройство, соединяющее колеса с рулем. Водитель крутит руль и через рулевой вал усилие передается на шестерню, которая вращает зубчатый вал и двигает рулевые тяги, а они поворачивают колеса.
Типы рулевых реек
В современных автомобилях встречается три вида рулевых реек:
- электрические;
- механические;
- гидравлические.
Рулевая рейка механического типа имеет нехитрое устройство. На конце рулевой колонки находится зубчатый механизм, взаимосвязанный с зубчатой рейкой, которая, в свою очередь, сообщается с рулевым приводом.
Гидравлическая рулевая рейка реализована в большинстве современных легковушек. Гидроусилитель руля (ГУР) увеличивает отдачу от усилия, прилагаемого водителем, и тем самым обеспечивает легкое и удобное управление автомобилем.
Электрическая рулевая рейка также повышает отдачу от усилий водителя, но для этого она использует не гидроусилитель, а электромотор.
В разных моделях автомобилей рулевая рейка может располагаться по-разному. При верхнем расположении рейки она крепится к кузову и находится сзади двигателя, при нижнем – крепится снизу к кузову, подрамнику или балке.
Стучат наконечники рулевых тяг
Признаки неисправности: стучат наконечники рулевых тяг
Вышедший из строя наконечник рулевой тяги издает дробный, повторяющийся стук со стороны колеса при движении автомобиля по неровной дороге (щебенка, гребенка, ямы и пр.). Стук хорошо слышен и ощущается на рулевом колесе. При движении по ровной дороге стук наконечников отсутствует.
Стук наконечников можно спутать со стуком стоек стабилизатора поперечной устойчивости или стуком рулевой рейки. Поэтому, для точной диагностики, необходимо провести проверку.
Причины возникновения стука наконечников
Расположенный внутри корпуса наконечника пластиковый вкладыш может разрушится при попадании грязи и влаги, либо (порван пыльник) при частой эксплуатации автомобиля на плохих дорогах, ударах в подвеску при проезде ям и неровностей. Аналогичный эффект будет после установки некачественной детали, срок службы которой может закончится практически сразу.
При разрушении вкладыша шаровый палец наконечника начинает «болтаться» в его корпусе вызывая дробный стук. Чем больше разрушение вклыдыша, тем стук лучше ощутим.
Проверка (диагностика) неисправности наконечников рулевых тяг рулевого управления
Самый простой способ проверки наконечников рулевых тяг: устанавливаем автомобиль на ровную площадку, руками беремся за колесо по бокам. Качаем колесо от себя — к себе. Если при покачивании колеса будет ощущаться определенный люфт — наконечник неисправен. Можно провести проверку наличия люфта в наконечнике при помощи монтажки как показано на изображении ниже.
Более полно и подробно способы проверки наконечников рулевых тяг расписаны на странице: «Проверка наконечников рулевых тяг».
Замена неисправных наконечников рулевых тяг
Замену неисправного наконечника можно провести при помощи специального приспособления, можно и без него (при помощи молотка и монтажки). Подробнее: «Замена наконечника рулевой тяги».
Примечания и дополнения
— Наконечник рулевой тяги автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 представляет собой шаровый шарнир. Палец наконечника выполнен в виде сферы с одной стороны и резьбовой части с другой. Сфера завальцована в корпус наконечника. В корпусе имеется пластиковый вкладыш поджатый пружиной к сфере. Шарнир загерметизирован пластичной смазкой и закрыт сверху пыльником. При разрушении вкладыша внутри шарнира появляется люфт, который при появлении нагрузки на наконечник вызывает стук.
— Срок службы наконечников рулевых тяг на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 20 тыс км пробега (в зависимости от качества детали и условий эксплуатации).
— Для поддержания наконечников в рабочем состоянии как можно дольше рекомендуется при установке новых деталей дополнительно закладывать немного смазки в пыльник и постоянно проверять состояние пыльников.
Еще статьи по неисправностям рулевого, подвески и ходовой автомобиля