Как проверить электродвигатель мультиметром: обзор 5 конструкций двигателей переменного тока с фото

Если всё же выбивает защиту?

После проделанных замеров при плавающих неисправностях не рекомендуется подключаться к сети для проверки. Можно вывести мотор из строя окончательно, не подозревая о проблеме. Как проверить обмотку электродвигателя мультиметром, подскажет мастер сервисного центра по телефону. Под его руководством будет проще определить тип конструкции и порядок диагностики неисправной стиральной машины.

Однако часто и опытные мастера не справляются с ремонтом сложных случаев, когда неисправность плавающая. Для проверки в сервисе требуется использовать стиральную машинку, решающее значение имеют механические узлы. Перекос вала двигателя является частным случаем проблем с вращением барабана.

Однофазными двигателями являются электрические машины небольшой мощности. В магнитопроводе однофазных двигателей находится двухфазная обмотка, которая состоит из основной и пусковой обмотки.

Самые распространенные двигатели такого типа можно разделить на две группы: однофазные двигатели с пусковой обмоткой и двигатели с рабочим конденсатором.

У двигателей первого типа пусковая обмотка включается через конденсатор только на момент пуска и после того как двигатель развил нормальную скорость вращения, она отключается от сети, после чего двигатель продолжает работать с одной рабочей обмоткой. Ёмкость конденсатора обычно указывается на табличке-шильдике двигателя и зависит от его конструктивного исполнения.

У однофазных асинхронных двигателей переменного тока с рабочим конденсатором вспомогательная обмотка включена постоянно через конденсатор. Величина рабочей емкости конденсатора определяется конструктивным исполнением двигателя.

Если вспомогательная обмотка однофазного двигателя пусковая, ее подключение будет происходить только на время пуска. Если вспомогательная обмотка является конденсаторной, то ее подключение будет происходить через конденсатор. И он остается включенным в процессе работы двигателя.

В большинстве случаев пусковые и рабочие обмотки однофазных двигателей отличаются и по сечению провода и по количеству витков. Рабочая обмотка однофазного двигателя всегда имеет сечение провода большее, а следовательно ее сопротивление будет меньше.

Обмотка, у которой сопротивление меньше является рабочей.

Если у двигателя 4 вывода, то замерив на между ними сопротивление, можно определить- меньшее сопротивление меньше у рабочей обмотки, и соответственно большее сопротивление у пусковой.

Подключить все довольно просто. На толстые провода подается 220в. И один кончик пусковой обмотки, на один из рабочих, не имеет значение на какой, направление вращения от этого не зависит. Так же и от того как вы вставите вилку в розетку. Вращение, будет изменятся, от подключения пусковой обмотки, а именно – меняя концы пусковой обмотки.

В случае, когда двигатель имеет 3 вывода, замеры будут выглядеть следующим образом, например – 10 ом, 25 ом, 15 ом. Путём измерений необходимо найти кончик, от которого показания, с двумя другими, будут 15 ом и 10 ом. Это будет, один из сетевых проводов. Кончик с 10-ю Омами, это тоже сетевой и третий 15 ом будет пусковым, он подключается ко второму сетевому через конденсатор. В данном случае, чтобы изменить направление вращения надо добираться до схемы обмотки.

Случай, когда замеры например показывают 10 Ом, 10 Ом, 20 Ом. тоже является одной из разновидностей обмоток. например в некоторых стиральных машинах и не только. В таких случаях рабочая и пусковая обмотки являются одинаковыми (по конструкции трехфазных обмоток). В данном случае не имеет значения какая обмотка будет выполнять роль рабочей, а какая пусковой обмотки. Подключение производится также, через конденсатор.

Проверка электрической части двигателя

Проверка щеток

Это касается моделей коллекторного типа. То, что они на месте, еще не говорит об исправности электродвигателя. У этих сменных контактов есть некоторый предел износа, и его реальную величину визуально несложно оценить по их длине. Как правило, допустимая выработка – если «высота» щетки не менее 10 мм. Хотя для конкретного изделия следует уточнять. Но в любом случае при подозрениях на повышенный износ лучше сразу же их заменить.

Проверка контактных групп

На роторе находятся ламели. Не только повреждения любой из них или отслоения, но даже глубокая царапина – признак неисправности. Возможно, электродвигатель еще какое-то время и поработает, но вот сколько и как эффективно – большой вопрос.

Проверка обмоток

Для этого они исключаются из схемы. Методика зависит от типа эл/двигателя. Выводы можно отпаять или «откинуть», раскрутив фиксирующие гайки. В противном случае протестировать их на целостность невозможно. Обмотки электродвигателя соединяются в общую схему («звездой» или «треугольником»), и их тестирование в исходном состоянии бессмысленно – они все будут «звониться». Даже и при обрыве в случае короткого замыкания.

На целостность обмоток

По сути, каждая из них – провод, уложенный соответствующим образом. Все они соединены в схему. Следовательно, из выводов должна быть лишь одна «пара». Вот и нужно взять любой из них (предварительно сняв все перемычки) и поочередно, при помощи мультиметра, «прозванивать» с остальными. Если при проверке конкретного вывода прибор все время показывает ∞ (при измерении сопротивления), то в этой статорной обмотке – внутренний обрыв. Однозначно – в ремонт.

На КЗ

Методика идентична, и повторять проверку нет смысла. Это оценивается сразу, параллельно. Нужно лишь учесть, что если какой-то вывод «звонится» более чем с одним проводом, то это означает, что между обмотками – короткое замыкание. То же самое – только в мастерскую.

На пробой

В принципе, аналогично. Разница лишь в том, что при проверке изоляции проводников один щуп тестера постоянно на корпусе электродвигателя (предварительно следует зачистить небольшой «пятачок» от краски), а второй последовательно присоединяется ко всем выводам, поочередно. Если хотя бы раз прибор покажет нулевое сопротивление, значит, этот проводник «коротит». И в этом случае без ремонта не обойтись.

Совет
Иногда напряжения батарейки мультиметра недостаточно. Для таких испытаний более подходит омметр. Но для этого нужно, во-первых, свериться с паспортными данными электродвигателя (по допустимому напряжению проверки изоляции), во-вторых, подобрать прибор соответствующего класса. Слепо следовать рекомендациям по проведению такого рода диагностики на исправность не нужно, иначе легко загубить обмотки.

Особенности проверки электромоторов с дополнительными элементами

Дополнительными элементами, электродвигатели оснащаются с целью оптимизации работы или защиты.

Запитывается датчик через два крайних вывода. Если коснуться их щупами мультиметра в режиме омметра, в норме он отобразит мизерное сопротивление.

Проверка третьего вывода возможна только в рабочем режиме, когда присутствует магнитное поле. Попытка прозвонить датчик на ходу, то есть при включенной стиральной машине, может привести к травме. Рабочий режим безопаснее сымитировать, демонтировав двигатель и запитав датчик отдельно. Импульсы на выходе датчика формируют путем поворота ротора.

Мультиметр позволяет выявить пусть не все, но многие поломки электродвигателя. В основном при помощи прозвонки выявляются обрывы и короткие замыкания. Полную диагностику проводят на специальных стендах, для измерения сопротивления изоляции требуется мегомметр.

Как проверить электродвигатель мультиметром: пошаговая аннотация и советы

Нередко появляется вопрос, как проверить электродвигатель после выхода из строя, также после ремонта, если он не вертится. Для этого существует несколько методов: наружный осмотр, особый щит, «прозвонка» обмоток мультиметром. Последний метод более экономный и универсальный, но он дает верные результаты не всегда. У большинства постоянников сопротивление обмотки фактически равно нулю. Потому будет нужно дополнительная схема для измерений.

Проверка пускового конденсатора

Уверенный запуск электродвигателя происходит, когда в момент включения питания параллельно рабочей емкости кратковременно подключается пусковой конденсатор. Он служит для создания на старте кругового магнитного поля, после начала вращения ротора отключается. Пусковой конденсатор легко проверить мультиметром, даже если в нем нет режима измерения емкости:

  1. Конденсатор, предварительно разрядив замыканием выводов, отсоединяют от схемы электродвигателя, тщательно осматривают. Если есть трещины, вздутие корпуса, другие видимые повреждения — емкость можно менять на новую без проверки.
  2. Выставить на тестере режим измерения сопротивления на пределе 2000 килоом, проверить работоспособность кратковременным соединением измерительных щупов.
  3. Щупы соединить с выводами конденсатора. Разряженный, он начнет быстро заряжаться от щупов прибора. Емкость его относительно велика, много больше, чем у рабочего конденсатора. Индикатор мультиметра сначала покажет маленькое сопротивление, которое по мере заряжания емкости будет увеличиваться, потому что зарядный ток постепенно уменьшается. По окончании процесса мультиметр покажет бесконечно большое сопротивление, обрыв.
  4. Перевернуть полярность подключения щупов к конденсатору, увидеть рост сопротивление, с индикацией обрыва в конце измерения. Этим подтвердится, что конденсатор исправен.
  5. Проверить пробой пластин на корпус конденсатора, если он металлический, измеряя сопротивление между корпусом детали и каждым из выводов поочередно.

Индикатор тестера должен показать обрыв. Другие значения, это признак неисправности.

Проверка коллекторных электромоторов

В месте прилегания щеток у коллекторных двигателей имеются секции или ламели.

Порядок проверки:

  1. Мультиметром определяют сопротивление между соседними ламелями. В норме значения для каждой пары одинаковы. При обрыве (бесконечно высокое сопротивление) или коротком замыкании (мизерное сопротивление) меняют таходатчик двигателя.
  2. Замеряется сопротивление между коллектором и корпусом ротора: в норме оно бесконечно высокое.
  3. Прозванивают обмотки статора на целостность.
  4. Проверяют сопротивление между корпусом статора и токоведущими частями: в норме — бесконечно высокое.

Далее определяют сопротивление катушки ротора. Оно крайне мало, потому замерить напрямую мультиметром нельзя — велика погрешность. Применяют косвенный метод:

Последовательно с катушкой соединяют высокоточный резистор малого номинала (около 20 Ом). Высокоточными называют резисторы с допуском не более 0,05%. В цветовой маркировке у них присутствует серая полоса (не путать с серебряной).
Цепь «катушка — резистор» подключается к источнику постоянного тока напряжением 12 В или выше. Чем больше напряжение, тем точнее измерения. В качестве источника на 12 В применяют автомобильный аккумулятор или компьютерный блок питания.
Снимают мультиметром падение напряжения на катушке

Здесь важно соблюдать полярность: щуп, включенный в порт COM (отрицательный потенциал), коротят со стороны «минуса» или массы; второй (подсоединяется в разъем «V/Ω») — со стороны «плюса».

Напряжение, мультиметр измеряет намного точнее сопротивления — с верностью до 0,1 мВ. На этом и основан косвенный метод.

Затем рассчитывают сопротивление катушки по формуле: Rкат = Uкат * Rрез / (12 – Uкат), где

  • Rкат — сопротивление катушки, Ом;
  • Uкат — падение напряжения на катушке, В;
  • Rрез — сопротивление резистора, Ом;
  • 12 — напряжение источника питания, В.

Что учесть при проверке двигателя

И последнее. Нужно просчитать, что выгоднее – восстанавливать исправность изделия или приобрести новое. Это зависит от специфики его эксплуатации, интенсивности использования, необходимости в нем в какой-то момент времени (срочная работа, например). Практика показывает, что после того, как эл/двигатель побывал в мастерской, в «чужих руках», больше полугода он не проработает. Проверено.

Ну а как поступить, решать только вам, уважаемый читатель. По крайней мере, самостоятельно произвести простейшие проверки электрического двигателя на исправность вы уже сможете.

  • https://YaElectrik.ru/elektroprovodka/kak-proverit-elektrodvigatel-multimetrom
  • https://kvazar-ufa.com/articles/kak-proverit-obmotku-electrodvagatelia-multimetrom/
  • https://pauk.top/kak-prozvonit-elektrodvigatel-multimetrom.html
  • https://avtika.ru/kak-proverit-obmotku-trehfaznogo-dvigatelya-testerom/
  • https://EvoSnab.ru/instrument/test/prozvonka-elektrodvigatelja-multimetrom
  • https://ugstroialyans.ru/kak-prozvonit-trehfaznyy-dvigatel/
  • https://electric-220.ru/kak-proverit-elektrodvigatel-multimetrom
  • https://molotok34.ru/zapchasti/kak-proverit-elektrodvigatel.html

Проверка якоря в двигателе с механической коммутацией

Якорь такого типа характерен наличием одинаковых обмоток, а их концы выводят на пластины коллектора.

Чтобы получить максимально точные результаты тестирования, из двигателя нужно удалить щетки. Затем подключить мультиметр к двум пластинам и определить, какое сопротивление дает каждая обмотка. Если полученные показания равны – обмотки исправны.

Проверка двигателя постоянного тока с дополнительными деталями

Очень часто в электродвигателях установлены дополнительные компоненты, которые защищают оборудование или оптимизируют его работу. Вот наиболее распространенное оснащение:

Термопредохранитель. Он устанавливается для предотвращения выхода из строя изоляции, если температура превысит определенное значение. Его может находиться под изоляцией обмоток или на корпусе электромотора. В первой ситуации проблем с проверкой тестером не возникает, так как выводы доступны. Если термопредохранитель работает нормально, то во время проверки мультиметром он показывает короткое замыкание.

Термопредохранитель

Термопредохранитель можно легко заменить на реле температуры. Они могут быть разомкнутыми или замкнутыми. Больше распространены последние

Чтобы выбрать правильное реле для вашего двигателя, нужно обратить внимание на его типа и технические характеристики. Узнать о них можно в инструкции по эксплуатации или в интернете

Датчики оборотов двигателя на три вывода. Их устанавливают в двигатели стиральных машин. Принцип работы датчиков заключается в изменении разницы потенциалов пластинки, где проходит слабый ток. Выводы обладают совсем небольшим сопротивлением, а результат проверки должен показать короткое замыкание. Величина электропитания датчиков ни в коем случае не измеряется, когда двигатель включен. Наиболее точные результаты можно получить, если мотор снят, а ток подается прямо на датчик. Чтобы возникли импульсы на выходе датчика, нужно прокрутить ось. Если на якоре нет постоянного магнита, на время проверки его надо обязательно установить. Перед этим не забудьте снять сенсор.

Подведем итог

Статья содержит всю необходимую информацию для проверки двигателя постоянного тока в домашних условиях. Наиболее простой и быстрый способ проверки – использовать мультиметр. Если бытовой прибор вышел из строя, и вы убедились в том, что внешних механических повреждений у него нет, главное – знать, как прозвонить обмотку электромотора

Это важно, потому что стоимость замены и починки силовой установки наиболее высокая, относительно других элементов

Однофазный двигатель

Отлично от трехфазного двигателя, в данном случае количество обмоток меньше (одна рабочая, вторая пусковая). Снижено и рабочее напряжение – в таком типе двигателя его значение – 220 В.

Существует две схемы соединения, которые имеют одинаковую популярность у производителей приборов. Отличаются они лишь количеством клемм. Одну из них можно встретить при ремонте стиральной машины.

Независимо о того, какая именно схема была выбрана производителем, можно провести проверку сопротивления обмоток, выполнив несколько измерений

Важно знать следующее: чем мощнее обмотка, которую называют рабочей, тем меньшее значение будет иметь сопротивление

Схема из четырех контактов требует проведения шести измерений. При этом:

  • перемена места расположения щупов не должна влиять на изменение показаний мультиметра;
  • в исправном двигателе сопротивление в несколько десятков Ом покажут лишь два измерения. В остальных будет разрыв.

В схеме из трех контактов измерений нужно тоже три. Наибольший показатель сопротивления связан с последовательным соединением двух обмоток. Среднее значение характерно для так называемой пусковой обмотки. Наименьшее для рабочей.

Другие проверки

Существуют и другие способы проверки работы двигателей постоянного тока. Например, существует прибор, с помощью которого можно проверить работу ротора электродвигателя. Мотор нужно приложить к призме на приборе, а потом подключить к сети. Во время проверки двигатель медленно поворачивают. Если есть вибрации, а межвитковое полотно притягивается к пазу – имеет место межвитковое замыкание.

Для проверки двигателя также используются рабочие стенды. С помощью этой конструкции (в ее состав входят источник постоянного тока, инвертор, вольтметр, компаратор напряжения, световой индикатор и зуммер) можно узнать о наличии обрыва.

Если вы работаете с поломками двигателей, собрать такой стенд можно и своими руками. Для бытового использования вполне подойдет и простой прибор. Купить его можно в любом магазине, который специализируется на электротехнике.

Пробои и утечки

Прибор, который измеряет сопротивление изоляции, называется мегаомметром. Бытовым мультиметром такой показатель измерить нельзя, так как ему не хватит напряжения от батарейки, да и прибор не сильно чувствителен к малым токам.

С помощью мегаомметра можно легко определить наличие или отсутствие пробоев. Поэтому с его помощью можно только убедиться в отсутствии пробоев.

Мегаомметр

Суть выполнения проверки в том, чтобы искусственно увеличить тестирующее напряжение, что требует задействования сети в 220В. В схеме должна присутствовать обычная лампа, мощность которой составляет где-то 60 Вт. Она будет выполнять функцию резистора.

Мультиметр же нужно задействовать в режиме амперметра. Чувствительность во время измерения нужно увеличивать постепенно, начав на грубой шкале. Это защитит прибор от повреждения высоким током.

Изоляция рабочая, если ток I, который подвергся измерению, не выше I = 1 мкА. Учитывая сопротивление лампы, сопротивление изоляции Rиз находят следующим образом: Rиз = 220/I Мом. Ток в формуле записывают в микроамперах.

Еще раз обращаем внимание, что проверка требует наличия напряжения 220 В, поэтому жизненно важно соблюдать правила безопасности при работе с электрическим током. Двигатель можно демонтировать из прибора для удобства. В таком случае его располагают на диэлектрическом основании

В таком случае его располагают на диэлектрическом основании.

Проверьте, исправны ли электроцепи якоря

В разных типах двигателя могут быть отличные друг от друга конструкции ротора. Этот факт объясняет специфичность данных измерений.

Прозвонка асинхронного двигателя

Данный вид электродвигателя довольно часто используется в бытовых устройствах работающих от сети 220 В. После демонтажа агрегата из прибора и визуального осмотра, при котором не будут обнаружено короткое замыкание, диагностика осуществляется в такой последовательности:

Если в процессе измерений были выявлены отклонения от нормы, то агрегат необходимо разобрать для более детальных исследований. Наиболее распространённой поломкой асинхронных электродвигателей является межвитковое замыкание.

При такой неисправности, прибор перегревается и не развивает полной мощности, а если эксплуатацию устройства не прекратить, то можно полностью вывести из строя электрический агрегат.

Чтобы прозвонить межвитковые замыкания, мультиметр переводится в режим измерения сопротивления до 100 Ом.

Необходимо прозвонить каждый контур статора, и сравнить полученные результаты. Если величина сопротивление в одном из них будет существенно отличаться, то таким образом можно с уверенностью диагностировать межвитковое замыкание обмотки асинхронного электродвигателя.

Исправность обмоток статора

Для выполнения этой проверки мультиметр переводится в режим измерения сопротивления с максимальной чувствительностью (диапазон 200 Ом или аналогичный).

Трехфазный двигатель

Наиболее сложный случай – 3-фазный электродвигатель, на корпус которого выведено 6 клемм, каждая из которых отвечает за начало и конец конкретной обмотки.

В схематической форме это показано ниже

Важно здесь то, что все обмотки одинаковы

Упрощенная электрическая схема 3-фазного электродвигателя

Порядок проверки:

  • сначала мультиметром, который показывает сопротивление, определяются пары клемм, отвечающие за конкретную обмотку;
  • точно замеряется сопротивление каждой из них, а полученные значения сравнивается между собой. Отсутствие разницы свидетельствует об исправности обмоток, а также о том, что у них отсутствуют межвитковые замыкания соответствующей обмотки.

Однофазный двигатель

В отличие от своего 3-фазного аналога у однофазного, кроме снижения рабочего напряжения до 220 В, до двух уменьшается также количество обмоток: одна из них считается рабочей, а вторая – пусковой.

При этом примерно равной популярностью пользуются две схемы их соединения, которые условно показаны ниже и внешне отличаются друг от друга количеством клемм.

На практике с одной из таких схем можно столкнуться на таком популярном бытовой устройстве как стиральная машина.

Варианты соединения рабочей и пусковой обмоток однофазного электродвигателя

Вне зависимости от схемы соединения обмоток, которые выбрал разработчик машинки, выполнением нескольких измерений можно проверить сопротивление каждой из обмоток. Более мощная рабочая обмотка будет иметь меньшее сопротивление.

4-контактная схема потребует выполнения шести измерений (АВ, АС, АD, BC, BD и CD – при указании, например, АВ считается, что мультиметр подключается к точкам А и В).

Важно при этом то, что:

  • изменение положения щупов на противоположное не должно менять показаний мультиметра (AB = BA);
  • у исправного двигателя только два измерения дадут конечное значение сопротивления максимум в десятки Ом (например, AB и CD), остальные покажут разрыв.

Для трехконтактной схемы всего будет получено три результата. Наибольшее сопротивление относится к последовательному соединению двух обмоток (оно измеряется между точками А и С на правом эскизе рисунка, показанного выше), среднее – характерно для пусковой обмотки и наименьшее – для рабочей.

Проверка пробоев и утечек на корпус

Штатным прибором для определения сопротивления изоляции является мегаомметр. Бытовой мультиметр эту функцию не реализует из-за малого напряжения батарейки и относительно невысокой чувствительности самого устройства в части малых токов.

Поэтому с его помощью можно только убедиться в отсутствии пробоев. Например, для схемы, показанной ниже любое измерение DA, DB и DC должно показывать разрыв.

Контрольные точки для измерений отсутствия пробоя на корпус

Более сложная схема показана на следующем рисунке. Суть выполняемого эксперимента состоит в искусственном увеличение тестирующего напряжения, для чего задействуется 220-вольтовая сеть.

При сборке схемы необходимо использовать обычную лампу накаливания мощностью примерно 60 Вт, которая берет на себя функции токоограничивающего резистора.

Проверка исправности изоляции с помощью сетевого напряжения

Мультиметр используется в режиме амперметра, для защиты от повреждения прибора чрезмерно высоким током измерения начинают на максимально грубой шкале, постепенно увеличивая чувствительность.

Изоляция считается исправной, если измеряемый ток I не превышает I = 1 мкА. С учетом того, что сопротивление лампы много меньше сопротивления изоляции Rиз, величину последнего находят как Rиз = 220/I МОм, причем ток в эту формулу подставляют в мкА.

При проведении описываемого эксперимента задействуется напряжение 220 В, то есть следует соблюдать все правила электробезопасности. Дополнительно двигатель должен быть демонтирован и располагаться на диэлектрическом основании.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер Юрий Меркулов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Как проверить электродвигатель мультиметром: обзор 5 конструкций двигателей переменного тока с фото

Если всё же выбивает защиту?

После проделанных замеров при плавающих неисправностях не рекомендуется подключаться к сети для проверки. Можно вывести мотор из строя окончательно, не подозревая о проблеме. Как проверить обмотку электродвигателя мультиметром, подскажет мастер сервисного центра по телефону. Под его руководством будет проще определить тип конструкции и порядок диагностики неисправной стиральной машины.

Однако часто и опытные мастера не справляются с ремонтом сложных случаев, когда неисправность плавающая. Для проверки в сервисе требуется использовать стиральную машинку, решающее значение имеют механические узлы. Перекос вала двигателя является частным случаем проблем с вращением барабана.

Однофазными двигателями являются электрические машины небольшой мощности. В магнитопроводе однофазных двигателей находится двухфазная обмотка, которая состоит из основной и пусковой обмотки.

Самые распространенные двигатели такого типа можно разделить на две группы: однофазные двигатели с пусковой обмоткой и двигатели с рабочим конденсатором.

У двигателей первого типа пусковая обмотка включается через конденсатор только на момент пуска и после того как двигатель развил нормальную скорость вращения, она отключается от сети, после чего двигатель продолжает работать с одной рабочей обмоткой. Ёмкость конденсатора обычно указывается на табличке-шильдике двигателя и зависит от его конструктивного исполнения.

У однофазных асинхронных двигателей переменного тока с рабочим конденсатором вспомогательная обмотка включена постоянно через конденсатор. Величина рабочей емкости конденсатора определяется конструктивным исполнением двигателя.

Если вспомогательная обмотка однофазного двигателя пусковая, ее подключение будет происходить только на время пуска. Если вспомогательная обмотка является конденсаторной, то ее подключение будет происходить через конденсатор. И он остается включенным в процессе работы двигателя.

В большинстве случаев пусковые и рабочие обмотки однофазных двигателей отличаются и по сечению провода и по количеству витков. Рабочая обмотка однофазного двигателя всегда имеет сечение провода большее, а следовательно ее сопротивление будет меньше.

Обмотка, у которой сопротивление меньше является рабочей.

Если у двигателя 4 вывода, то замерив на между ними сопротивление, можно определить- меньшее сопротивление меньше у рабочей обмотки, и соответственно большее сопротивление у пусковой.

Подключить все довольно просто. На толстые провода подается 220в. И один кончик пусковой обмотки, на один из рабочих, не имеет значение на какой, направление вращения от этого не зависит. Так же и от того как вы вставите вилку в розетку. Вращение, будет изменятся, от подключения пусковой обмотки, а именно – меняя концы пусковой обмотки.

В случае, когда двигатель имеет 3 вывода, замеры будут выглядеть следующим образом, например – 10 ом, 25 ом, 15 ом. Путём измерений необходимо найти кончик, от которого показания, с двумя другими, будут 15 ом и 10 ом. Это будет, один из сетевых проводов. Кончик с 10-ю Омами, это тоже сетевой и третий 15 ом будет пусковым, он подключается ко второму сетевому через конденсатор. В данном случае, чтобы изменить направление вращения надо добираться до схемы обмотки.

Случай, когда замеры например показывают 10 Ом, 10 Ом, 20 Ом. тоже является одной из разновидностей обмоток. например в некоторых стиральных машинах и не только. В таких случаях рабочая и пусковая обмотки являются одинаковыми (по конструкции трехфазных обмоток). В данном случае не имеет значения какая обмотка будет выполнять роль рабочей, а какая пусковой обмотки. Подключение производится также, через конденсатор.

Проверка электрической части двигателя

Проверка щеток

Это касается моделей коллекторного типа. То, что они на месте, еще не говорит об исправности электродвигателя. У этих сменных контактов есть некоторый предел износа, и его реальную величину визуально несложно оценить по их длине. Как правило, допустимая выработка – если «высота» щетки не менее 10 мм. Хотя для конкретного изделия следует уточнять. Но в любом случае при подозрениях на повышенный износ лучше сразу же их заменить.

Проверка контактных групп

На роторе находятся ламели. Не только повреждения любой из них или отслоения, но даже глубокая царапина – признак неисправности. Возможно, электродвигатель еще какое-то время и поработает, но вот сколько и как эффективно – большой вопрос.

Проверка обмоток

Для этого они исключаются из схемы. Методика зависит от типа эл/двигателя. Выводы можно отпаять или «откинуть», раскрутив фиксирующие гайки. В противном случае протестировать их на целостность невозможно. Обмотки электродвигателя соединяются в общую схему («звездой» или «треугольником»), и их тестирование в исходном состоянии бессмысленно – они все будут «звониться». Даже и при обрыве в случае короткого замыкания.

На целостность обмоток

По сути, каждая из них – провод, уложенный соответствующим образом. Все они соединены в схему. Следовательно, из выводов должна быть лишь одна «пара». Вот и нужно взять любой из них (предварительно сняв все перемычки) и поочередно, при помощи мультиметра, «прозванивать» с остальными. Если при проверке конкретного вывода прибор все время показывает ∞ (при измерении сопротивления), то в этой статорной обмотке – внутренний обрыв. Однозначно – в ремонт.

На КЗ

Методика идентична, и повторять проверку нет смысла. Это оценивается сразу, параллельно. Нужно лишь учесть, что если какой-то вывод «звонится» более чем с одним проводом, то это означает, что между обмотками – короткое замыкание. То же самое – только в мастерскую.

На пробой

В принципе, аналогично. Разница лишь в том, что при проверке изоляции проводников один щуп тестера постоянно на корпусе электродвигателя (предварительно следует зачистить небольшой «пятачок» от краски), а второй последовательно присоединяется ко всем выводам, поочередно. Если хотя бы раз прибор покажет нулевое сопротивление, значит, этот проводник «коротит». И в этом случае без ремонта не обойтись.

Совет
Иногда напряжения батарейки мультиметра недостаточно. Для таких испытаний более подходит омметр. Но для этого нужно, во-первых, свериться с паспортными данными электродвигателя (по допустимому напряжению проверки изоляции), во-вторых, подобрать прибор соответствующего класса. Слепо следовать рекомендациям по проведению такого рода диагностики на исправность не нужно, иначе легко загубить обмотки.

Особенности проверки электромоторов с дополнительными элементами

Дополнительными элементами, электродвигатели оснащаются с целью оптимизации работы или защиты.

Запитывается датчик через два крайних вывода. Если коснуться их щупами мультиметра в режиме омметра, в норме он отобразит мизерное сопротивление.

Проверка третьего вывода возможна только в рабочем режиме, когда присутствует магнитное поле. Попытка прозвонить датчик на ходу, то есть при включенной стиральной машине, может привести к травме. Рабочий режим безопаснее сымитировать, демонтировав двигатель и запитав датчик отдельно. Импульсы на выходе датчика формируют путем поворота ротора.

Мультиметр позволяет выявить пусть не все, но многие поломки электродвигателя. В основном при помощи прозвонки выявляются обрывы и короткие замыкания. Полную диагностику проводят на специальных стендах, для измерения сопротивления изоляции требуется мегомметр.

Как проверить электродвигатель мультиметром: пошаговая аннотация и советы

Нередко появляется вопрос, как проверить электродвигатель после выхода из строя, также после ремонта, если он не вертится. Для этого существует несколько методов: наружный осмотр, особый щит, «прозвонка» обмоток мультиметром. Последний метод более экономный и универсальный, но он дает верные результаты не всегда. У большинства постоянников сопротивление обмотки фактически равно нулю. Потому будет нужно дополнительная схема для измерений.

Проверка пускового конденсатора

Уверенный запуск электродвигателя происходит, когда в момент включения питания параллельно рабочей емкости кратковременно подключается пусковой конденсатор. Он служит для создания на старте кругового магнитного поля, после начала вращения ротора отключается. Пусковой конденсатор легко проверить мультиметром, даже если в нем нет режима измерения емкости:

  1. Конденсатор, предварительно разрядив замыканием выводов, отсоединяют от схемы электродвигателя, тщательно осматривают. Если есть трещины, вздутие корпуса, другие видимые повреждения — емкость можно менять на новую без проверки.
  2. Выставить на тестере режим измерения сопротивления на пределе 2000 килоом, проверить работоспособность кратковременным соединением измерительных щупов.
  3. Щупы соединить с выводами конденсатора. Разряженный, он начнет быстро заряжаться от щупов прибора. Емкость его относительно велика, много больше, чем у рабочего конденсатора. Индикатор мультиметра сначала покажет маленькое сопротивление, которое по мере заряжания емкости будет увеличиваться, потому что зарядный ток постепенно уменьшается. По окончании процесса мультиметр покажет бесконечно большое сопротивление, обрыв.
  4. Перевернуть полярность подключения щупов к конденсатору, увидеть рост сопротивление, с индикацией обрыва в конце измерения. Этим подтвердится, что конденсатор исправен.
  5. Проверить пробой пластин на корпус конденсатора, если он металлический, измеряя сопротивление между корпусом детали и каждым из выводов поочередно.

Индикатор тестера должен показать обрыв. Другие значения, это признак неисправности.

Проверка коллекторных электромоторов

В месте прилегания щеток у коллекторных двигателей имеются секции или ламели.

Порядок проверки:

  1. Мультиметром определяют сопротивление между соседними ламелями. В норме значения для каждой пары одинаковы. При обрыве (бесконечно высокое сопротивление) или коротком замыкании (мизерное сопротивление) меняют таходатчик двигателя.
  2. Замеряется сопротивление между коллектором и корпусом ротора: в норме оно бесконечно высокое.
  3. Прозванивают обмотки статора на целостность.
  4. Проверяют сопротивление между корпусом статора и токоведущими частями: в норме — бесконечно высокое.

Далее определяют сопротивление катушки ротора. Оно крайне мало, потому замерить напрямую мультиметром нельзя — велика погрешность. Применяют косвенный метод:

Последовательно с катушкой соединяют высокоточный резистор малого номинала (около 20 Ом). Высокоточными называют резисторы с допуском не более 0,05%. В цветовой маркировке у них присутствует серая полоса (не путать с серебряной).
Цепь «катушка — резистор» подключается к источнику постоянного тока напряжением 12 В или выше. Чем больше напряжение, тем точнее измерения. В качестве источника на 12 В применяют автомобильный аккумулятор или компьютерный блок питания.
Снимают мультиметром падение напряжения на катушке

Здесь важно соблюдать полярность: щуп, включенный в порт COM (отрицательный потенциал), коротят со стороны «минуса» или массы; второй (подсоединяется в разъем «V/Ω») — со стороны «плюса».

Напряжение, мультиметр измеряет намного точнее сопротивления — с верностью до 0,1 мВ. На этом и основан косвенный метод.

Затем рассчитывают сопротивление катушки по формуле: Rкат = Uкат * Rрез / (12 – Uкат), где

  • Rкат — сопротивление катушки, Ом;
  • Uкат — падение напряжения на катушке, В;
  • Rрез — сопротивление резистора, Ом;
  • 12 — напряжение источника питания, В.

Что учесть при проверке двигателя

И последнее. Нужно просчитать, что выгоднее – восстанавливать исправность изделия или приобрести новое. Это зависит от специфики его эксплуатации, интенсивности использования, необходимости в нем в какой-то момент времени (срочная работа, например). Практика показывает, что после того, как эл/двигатель побывал в мастерской, в «чужих руках», больше полугода он не проработает. Проверено.

Ну а как поступить, решать только вам, уважаемый читатель. По крайней мере, самостоятельно произвести простейшие проверки электрического двигателя на исправность вы уже сможете.

  • https://YaElectrik.ru/elektroprovodka/kak-proverit-elektrodvigatel-multimetrom
  • https://kvazar-ufa.com/articles/kak-proverit-obmotku-electrodvagatelia-multimetrom/
  • https://pauk.top/kak-prozvonit-elektrodvigatel-multimetrom.html
  • https://avtika.ru/kak-proverit-obmotku-trehfaznogo-dvigatelya-testerom/
  • https://EvoSnab.ru/instrument/test/prozvonka-elektrodvigatelja-multimetrom
  • https://ugstroialyans.ru/kak-prozvonit-trehfaznyy-dvigatel/
  • https://electric-220.ru/kak-proverit-elektrodvigatel-multimetrom
  • https://molotok34.ru/zapchasti/kak-proverit-elektrodvigatel.html

Проверка якоря в двигателе с механической коммутацией

Якорь такого типа характерен наличием одинаковых обмоток, а их концы выводят на пластины коллектора.

Чтобы получить максимально точные результаты тестирования, из двигателя нужно удалить щетки. Затем подключить мультиметр к двум пластинам и определить, какое сопротивление дает каждая обмотка. Если полученные показания равны – обмотки исправны.

Проверка двигателя постоянного тока с дополнительными деталями

Очень часто в электродвигателях установлены дополнительные компоненты, которые защищают оборудование или оптимизируют его работу. Вот наиболее распространенное оснащение:

Термопредохранитель. Он устанавливается для предотвращения выхода из строя изоляции, если температура превысит определенное значение. Его может находиться под изоляцией обмоток или на корпусе электромотора. В первой ситуации проблем с проверкой тестером не возникает, так как выводы доступны. Если термопредохранитель работает нормально, то во время проверки мультиметром он показывает короткое замыкание.

Термопредохранитель

Термопредохранитель можно легко заменить на реле температуры. Они могут быть разомкнутыми или замкнутыми. Больше распространены последние

Чтобы выбрать правильное реле для вашего двигателя, нужно обратить внимание на его типа и технические характеристики. Узнать о них можно в инструкции по эксплуатации или в интернете

Датчики оборотов двигателя на три вывода. Их устанавливают в двигатели стиральных машин. Принцип работы датчиков заключается в изменении разницы потенциалов пластинки, где проходит слабый ток. Выводы обладают совсем небольшим сопротивлением, а результат проверки должен показать короткое замыкание. Величина электропитания датчиков ни в коем случае не измеряется, когда двигатель включен. Наиболее точные результаты можно получить, если мотор снят, а ток подается прямо на датчик. Чтобы возникли импульсы на выходе датчика, нужно прокрутить ось. Если на якоре нет постоянного магнита, на время проверки его надо обязательно установить. Перед этим не забудьте снять сенсор.

Подведем итог

Статья содержит всю необходимую информацию для проверки двигателя постоянного тока в домашних условиях. Наиболее простой и быстрый способ проверки – использовать мультиметр. Если бытовой прибор вышел из строя, и вы убедились в том, что внешних механических повреждений у него нет, главное – знать, как прозвонить обмотку электромотора

Это важно, потому что стоимость замены и починки силовой установки наиболее высокая, относительно других элементов

Однофазный двигатель

Отлично от трехфазного двигателя, в данном случае количество обмоток меньше (одна рабочая, вторая пусковая). Снижено и рабочее напряжение – в таком типе двигателя его значение – 220 В.

Существует две схемы соединения, которые имеют одинаковую популярность у производителей приборов. Отличаются они лишь количеством клемм. Одну из них можно встретить при ремонте стиральной машины.

Независимо о того, какая именно схема была выбрана производителем, можно провести проверку сопротивления обмоток, выполнив несколько измерений

Важно знать следующее: чем мощнее обмотка, которую называют рабочей, тем меньшее значение будет иметь сопротивление

Схема из четырех контактов требует проведения шести измерений. При этом:

  • перемена места расположения щупов не должна влиять на изменение показаний мультиметра;
  • в исправном двигателе сопротивление в несколько десятков Ом покажут лишь два измерения. В остальных будет разрыв.

В схеме из трех контактов измерений нужно тоже три. Наибольший показатель сопротивления связан с последовательным соединением двух обмоток. Среднее значение характерно для так называемой пусковой обмотки. Наименьшее для рабочей.

Другие проверки

Существуют и другие способы проверки работы двигателей постоянного тока. Например, существует прибор, с помощью которого можно проверить работу ротора электродвигателя. Мотор нужно приложить к призме на приборе, а потом подключить к сети. Во время проверки двигатель медленно поворачивают. Если есть вибрации, а межвитковое полотно притягивается к пазу – имеет место межвитковое замыкание.

Для проверки двигателя также используются рабочие стенды. С помощью этой конструкции (в ее состав входят источник постоянного тока, инвертор, вольтметр, компаратор напряжения, световой индикатор и зуммер) можно узнать о наличии обрыва.

Если вы работаете с поломками двигателей, собрать такой стенд можно и своими руками. Для бытового использования вполне подойдет и простой прибор. Купить его можно в любом магазине, который специализируется на электротехнике.

Пробои и утечки

Прибор, который измеряет сопротивление изоляции, называется мегаомметром. Бытовым мультиметром такой показатель измерить нельзя, так как ему не хватит напряжения от батарейки, да и прибор не сильно чувствителен к малым токам.

С помощью мегаомметра можно легко определить наличие или отсутствие пробоев. Поэтому с его помощью можно только убедиться в отсутствии пробоев.

Мегаомметр

Суть выполнения проверки в том, чтобы искусственно увеличить тестирующее напряжение, что требует задействования сети в 220В. В схеме должна присутствовать обычная лампа, мощность которой составляет где-то 60 Вт. Она будет выполнять функцию резистора.

Мультиметр же нужно задействовать в режиме амперметра. Чувствительность во время измерения нужно увеличивать постепенно, начав на грубой шкале. Это защитит прибор от повреждения высоким током.

Изоляция рабочая, если ток I, который подвергся измерению, не выше I = 1 мкА. Учитывая сопротивление лампы, сопротивление изоляции Rиз находят следующим образом: Rиз = 220/I Мом. Ток в формуле записывают в микроамперах.

Еще раз обращаем внимание, что проверка требует наличия напряжения 220 В, поэтому жизненно важно соблюдать правила безопасности при работе с электрическим током. Двигатель можно демонтировать из прибора для удобства. В таком случае его располагают на диэлектрическом основании

В таком случае его располагают на диэлектрическом основании.

Проверьте, исправны ли электроцепи якоря

В разных типах двигателя могут быть отличные друг от друга конструкции ротора. Этот факт объясняет специфичность данных измерений.

Прозвонка асинхронного двигателя

Данный вид электродвигателя довольно часто используется в бытовых устройствах работающих от сети 220 В. После демонтажа агрегата из прибора и визуального осмотра, при котором не будут обнаружено короткое замыкание, диагностика осуществляется в такой последовательности:

Если в процессе измерений были выявлены отклонения от нормы, то агрегат необходимо разобрать для более детальных исследований. Наиболее распространённой поломкой асинхронных электродвигателей является межвитковое замыкание.

При такой неисправности, прибор перегревается и не развивает полной мощности, а если эксплуатацию устройства не прекратить, то можно полностью вывести из строя электрический агрегат.

Чтобы прозвонить межвитковые замыкания, мультиметр переводится в режим измерения сопротивления до 100 Ом.

Необходимо прозвонить каждый контур статора, и сравнить полученные результаты. Если величина сопротивление в одном из них будет существенно отличаться, то таким образом можно с уверенностью диагностировать межвитковое замыкание обмотки асинхронного электродвигателя.

Исправность обмоток статора

Для выполнения этой проверки мультиметр переводится в режим измерения сопротивления с максимальной чувствительностью (диапазон 200 Ом или аналогичный).

Трехфазный двигатель

Наиболее сложный случай – 3-фазный электродвигатель, на корпус которого выведено 6 клемм, каждая из которых отвечает за начало и конец конкретной обмотки.

В схематической форме это показано ниже

Важно здесь то, что все обмотки одинаковы

Упрощенная электрическая схема 3-фазного электродвигателя

Порядок проверки:

  • сначала мультиметром, который показывает сопротивление, определяются пары клемм, отвечающие за конкретную обмотку;
  • точно замеряется сопротивление каждой из них, а полученные значения сравнивается между собой. Отсутствие разницы свидетельствует об исправности обмоток, а также о том, что у них отсутствуют межвитковые замыкания соответствующей обмотки.

Однофазный двигатель

В отличие от своего 3-фазного аналога у однофазного, кроме снижения рабочего напряжения до 220 В, до двух уменьшается также количество обмоток: одна из них считается рабочей, а вторая – пусковой.

При этом примерно равной популярностью пользуются две схемы их соединения, которые условно показаны ниже и внешне отличаются друг от друга количеством клемм.

На практике с одной из таких схем можно столкнуться на таком популярном бытовой устройстве как стиральная машина.

Варианты соединения рабочей и пусковой обмоток однофазного электродвигателя

Вне зависимости от схемы соединения обмоток, которые выбрал разработчик машинки, выполнением нескольких измерений можно проверить сопротивление каждой из обмоток. Более мощная рабочая обмотка будет иметь меньшее сопротивление.

4-контактная схема потребует выполнения шести измерений (АВ, АС, АD, BC, BD и CD – при указании, например, АВ считается, что мультиметр подключается к точкам А и В).

Важно при этом то, что:

  • изменение положения щупов на противоположное не должно менять показаний мультиметра (AB = BA);
  • у исправного двигателя только два измерения дадут конечное значение сопротивления максимум в десятки Ом (например, AB и CD), остальные покажут разрыв.

Для трехконтактной схемы всего будет получено три результата. Наибольшее сопротивление относится к последовательному соединению двух обмоток (оно измеряется между точками А и С на правом эскизе рисунка, показанного выше), среднее – характерно для пусковой обмотки и наименьшее – для рабочей.

Проверка пробоев и утечек на корпус

Штатным прибором для определения сопротивления изоляции является мегаомметр. Бытовой мультиметр эту функцию не реализует из-за малого напряжения батарейки и относительно невысокой чувствительности самого устройства в части малых токов.

Поэтому с его помощью можно только убедиться в отсутствии пробоев. Например, для схемы, показанной ниже любое измерение DA, DB и DC должно показывать разрыв.

Контрольные точки для измерений отсутствия пробоя на корпус

Более сложная схема показана на следующем рисунке. Суть выполняемого эксперимента состоит в искусственном увеличение тестирующего напряжения, для чего задействуется 220-вольтовая сеть.

При сборке схемы необходимо использовать обычную лампу накаливания мощностью примерно 60 Вт, которая берет на себя функции токоограничивающего резистора.

Проверка исправности изоляции с помощью сетевого напряжения

Мультиметр используется в режиме амперметра, для защиты от повреждения прибора чрезмерно высоким током измерения начинают на максимально грубой шкале, постепенно увеличивая чувствительность.

Изоляция считается исправной, если измеряемый ток I не превышает I = 1 мкА. С учетом того, что сопротивление лампы много меньше сопротивления изоляции Rиз, величину последнего находят как Rиз = 220/I МОм, причем ток в эту формулу подставляют в мкА.

При проведении описываемого эксперимента задействуется напряжение 220 В, то есть следует соблюдать все правила электробезопасности. Дополнительно двигатель должен быть демонтирован и располагаться на диэлектрическом основании.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер Юрий Меркулов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: