Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости
Если осмотр не дал результатов, необходимо измерить сопротивление и напряжение датчика при различных температурах
. После запуска холодного двигателя по мере его прогрева сопротивление должно падать (или повышаться – в случае положительного температурного коэффицента датчика) в соответствии с нормальными показателями.
Проверку датчика температуры охлаждающей жидкости можно выполнить самостоятельно Нормальные показатели сопротивления и напряжения для датчика температуры охлаждающей жидкости с отрицательным температурным коэффициентом
Температура ОЖ (°С) | Сопротивление (Ом) | Напряжение (В) |
4800 – 6600 | 4,00 – 4,50 | |
10 | 4000 | 3,75-4,00 |
20 | 2200 – 2800 | 3,00 – 3,50 |
30 | 1300 | 3,25 |
40 | 1000-1200 | 2,50 – 3,00 |
50 | 1000 | 2,5 |
60 | 800 | 2,00-2,50 |
80 | 270 – 380 | 1,00-1,30 |
110 | 0,5 | |
разрыв цепи | 5,0 ±0,1 | |
замыкание на «землю» |
Нормальные показатели сопротивления и напряжения для ДТОЖ с положительным температурным коэффициентом
AutoOt.ru » Ремонт авто » Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости?
После того как датчик сняли, его помещают в ёмкость с охлаждающей жидкостью и начинают её постепенно нагревать. Процесс сопровождается постоянным контролем над температурой и показаниями омметра, который подключён к датчику.
Существует специальная таблица соответствия температуры охлаждающей жидкости к показателям омметра.
Температура, °C | Сопротивление, Ом | Напряжение, В |
4800 — 6600 | 4,00 — 4,50 | |
10 | 4000 | 3,75-4,00 |
20 | 2200 — 2800 | 3,00 — 3,50 |
30 | 1300 | 3,25 |
40 | 1000-1200 | 2,50 — 3,00 |
50 | 1000 | 2,50 |
60 | 800 | 2,00-2,50 |
80 | 270 — 380 | 1,00-1,30 |
110 | 0,50 | |
разрыв цепи | 5,0 + 0,1 | |
замыкание на «землю» |
Когда показания вашего устройства не сходятся с данными из таблицы, датчик необходимо заменить, так как ремонту он уже не подлежит.
В случае когда выяснилось, что датчик в рабочем состоянии, неисправность нужно искать дальше. Возможно, возникли какие-либо проблемы с термостатом.
Пример, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости вы можете увидеть, просмотрев данное видео:
Модернизация
Если вы хотите усовершенствовать работу своего вентилятора радиатора на ВАЗ 2109, предлагаем соответствующую инструкцию.
Для модернизации вам потребуется установить второй датчик и несколько переделать систему.
- Штатный датчик включения будет отвечать за работу вента на максимальной скорости.
- Дополнительный датчик будет включать пониженную скорость. Его устанавливают в верхней части охладительной системы.
Теперь конкретнее о том, как все это организовать.
- Возьмите термодатчик, температура срабатывания которого аналогична штатному регулятору.
- Установите его в верхнем патрубке, подходящем к радиатору.
- Чтобы монтировать элемент, потребуется пара шайб и гайка. Обязательно смажьте шайбу герметиком, чтобы через отверстие установки не возникали утечки.
- Купите резистор для установки на вентиляторе печки. Он имеет несколько выводов, потому при желании можно сделать несколько скоростей работы.
- Необходимо сделать дополнительную цепь управления. Через нее на обмотку мотора будет подаваться меньшее напряжение.
- За включение отвечает термодатчик, расположенный в верхней части охладительной системы.
- Управление лучше делать не на плюсе, а по массе.
- Работать система будет через кнопку в салоне. Слева от торпедо имеется решетка с двумя заглушками. Вырежьте одну из них и установите туда выключать на два режима. Можно взять регулятор включения печки от ВАЗ 2107.
- В первом положении будет включаться низкая частота, а во втором — максимальные обороты.
- Один общий провод подается к минусу.
Такая модернизация не предусмотрена конструкцией ВАЗ 2109. Это уже доработки автолюбителей. Потому установка второго датчика — сугубо под вашу личную ответственность.
Вентилятор — важный компонент системы охлаждения инжекторных и карбюраторных двигателей ВАЗ 2109. При желании и наличии времени, его замену или ремонт вполне можно выполнить своими руками.
Неисправности датчика вентилятора Ваз 2107 и проверка работоспособности
Узнать, исправен ли датчик включения вентилятора ВАЗ 2107 несложно. Двигатель вентилятора работает достаточно шумно, его включение можно услышать даже из салона. Если указатель температуры показывает больше 90 градусов, но вентилятор не включается, следует проверить датчик.
Сначала надо локализовать источник проблемы. Если антифриз горячее 90 градусов, а нижняя часть радиатора остается холодной, дело именно в термостате, а не вентиляторе. Заменить в дороге термостат не удастся. Чтобы выйти из ситуации, можно усилить охлаждение, полностью открыв заслонку печки и включив ее вентилятор. Разумеется, такое решение будет крайне некомфортно в теплое время года, но оно, если повезет, даст возможность доехать до места ремонта без остановок. Если этого недостаточно, придется делать остановки в пути, чтоб дать охладиться двигателю.
Еще одна причина перегрева – малый уровень охлаждающей жидкости. В этом случае необходимо оперативно найти и устранить течь и долить антифриз в систему. Если его нет, можно долить в систему воду. Но тогда при первой возможности необходимо слить жидкость из системы охлаждения и залить антифриз.
Если радиатор горячий, а вентилятор не запускается, нужно попробовать запустить вентилятор, замкнув два провода, идущие к контактам датчика. Если причина поломки в последнем, вентилятор должен заработать.
Если датчик не установлен на автомобиль, проверить его можно при помощи термометра и омметра. Нужно поместить часть датчика, который вставляется в радиатор, в воду и нагреть ее примерно до 90 градусов. Датчик должен включится при нагреве воды не более 92 градусов. О включении (замыкании контактов датчика) свидетельствует отсутствие сопротивления между клеммами датчика.
Процесс замены термодатчиков холодильника
Снять старый и установить новый терморезистор или термореле с сенсором-трубочкой сложно только в случаях, если они спрятаны далеко за обшивкой. Тогда надо снимать панели шкафа.
Если датчик электронного типа, то само отсоединение простое — на нем есть пластмассовая фишка-штекер, которая подсоединяется в термостат или сегмент блока управления (там есть разъемы). Все что потребуется — отщелкнуть ее, снять старое и защелкнуть новое изделие аналогичным способом.
Если добраться до электронного терморегулятора тяжело, то можно просто отрезать и припаять проводки с новым сенсором (процесс рассмотрим ниже), но с механическим узлом такая процедура невозможная — там не проводки, а трубка.
Механические модели — это трубки, заходящие в терморегулятор, с металлической пластиной, крепящейся болтиками или зажимами к нему, теоретически достаточно их открутить/отогнуть и аналогично прикрепить новую запчасть. Но так почти никогда не делают. Для такого типа узла сложно найти в продаже именно сенсоры — трубочки с сильфоном (мы уже описывали данный недостаток выше), обычно отдельно они не продаются. Тогда выход один — купить через интернет, в мастерских эту часть, но не факт, что удастся ее приделать, а также, что не будет раскалибровки.
По вышеуказанным причинам, а также, чтобы исключить раскалибровку, приобретают целый такой термостат — это характерно именно для механических вариантов. Потребуется замена терморегуляторов описанного типа целиком, вместе с трубочкой-детектором. Вытаскиваются они следующим образом: снимают накладку около селектора, крышку устройства и ручку, после чего вынимают сам узел. Запоминают расположение проводков в клеммах. Новое изделие вставляется с описанными этапами в обратном порядке, соблюдают запомненное расположение жил питания к термостату.
Всю информацию о том продаются ли термодатчики к конкретной модели холодильника и есть ли они отдельно от терморегулятора можно узнать на спецфорумах, обратившись в службу поддержки на сайтах производителей. Обычно в инструкции и в интернете можно также найти описание процесса замены для конкретных моделей со схематическими изображениями.
Установка нового электронного датчика температуры
Рассмотрим вариант замены лишь чувствительной части без обновления всего кабеля, преимущество в том, что не надо разбирать стенки холодильника:
- Выньте датчик из посадочного места.
- Убедитесь, что новая запчасть подходит для зажимов, входит в выборки в пластмассе.
- Отрезать кабель около самой чувствительной части, нельзя его укорачивать. По длине шнур должен быть приблизительно таким, как был до этого, чтобы поместиться в выемки на посадочном месте, допускается разница на несколько мм.
- Зачистить концы.
- Установить новую изоляцию — две термоусадочные трубки на каждый проводок и одну потолще, охватывающую сразу все жилы.
- Припаять проводки новой термопары к ответным концам.
- Надвинуть термоусадку на соединение, нагреть зажигалкой — изоляция стянется и зафиксируется.
В крайнем случае, вместо термоусадки в роли изоляции можно использовать изоленту, а вместо пайки — скрутку, но такое соединение будет менее надежным.
Принудительное включение вентилятора ВАЗ 2109
Схема включения вентилятора ВАЗ 2109 при помощи реле
Осуществить принудительное включение вентилятора ВАЗ 2109 несложно, нужно только немного поразмыслить и понять принцип работы всей системы.
Необходимость в охлаждении радиатора возникает в те моменты, когда вы двигаетесь по пробкам (причем совершенно не имеет значения, зимой это происходит или летом).
В жаркую погоду, конечно же, перегрев сильнее происходит.
Но при долгом движении в режиме трогания и моментальной остановки тосол в системе охлаждения попросту закипает.
Сегодня рассмотрим причины, по которым не происходит включение вентилятора ВАЗ 2109 в автоматическом режиме, замену термодатчика, а также составим небольшую схему принудительного запуска обдува.
Последний оказывается полезен, так как качество термовыключателей оставляет желать лучшего.
Почему не срабатывает электровентилятор?
Причин не так и много:
- Сгорела обмотка двигателя.
- Вышел из строя термовыключатель.
- Разрушение электропроводки.
Итак, что же делать, если вдруг вентилятор перестал включаться? Первым делом открывайте кран печки, это позволит увеличить круг циркуляции охлаждающей жидкости. Не забудьте включить обдув радиатора печки, чтобы он быстрее охлаждался.
Когда температура начнет немного падать, глушите мотор. Открываете капот и перед вами не очень приятная картина – тосол ушел, половина отсека мокрая. Необходимо произвести доливку жидкости в расширительный бачок. Если дело происходит летом, то можно залить и воду (главное – перед зимой сменить ее на тосол).
Проверьте работоспособность электродвигателя – рассоедините колодку подключения и на нее напрямую подайте питание от АКБ. Крутится пропеллер? Значит, с обмоткой все нормально, устанавливаете колодку на место. За включение вентилятора ВАЗ 2109 на более поздних модификациях отвечает только датчик-выключатель.
И третья причина – обрыв проводов. На датчик вентилятора ВАЗ 2109 идет два провода: непосредственно от вентилятора и масса (кузов). Если ранее проблем не возникало, то пробуйте сделать надежную массу, так как по умолчанию в девятках минусовой провод от датчика вентилятора идет в сторону блока предохранителей и там теряется.
Найдите невдалеке от радиатора место, куда можно подсоединить минусовой провод питания. Вот и все неисправности, которые могут вас подстерегать. Теперь стоит поговорить о полезной кнопке принудительного запуска обдува.
Как правильно установить кнопку включения вентилятора ВАЗ 2109
Варианта два – через реле или при помощи одного лишь выключателя. Схема подключения реле проста – нужно параллельно датчику подсоединить два провода. Они оба должны идти на нормально разомкнутые выводы электромагнитного реле. Такая схема позволяет избежать наличия высокого тока в выключателе.
Два тонких провода необходимо вывести под приборной панелью и соединить с контактами кнопки (или выключателя). Таким образом, в салоне автомобиля установлен орган управления слаботочной обмоткой электромагнитного реле, а все цепи с высоким током находятся под капотом.
И теперь, если датчик вентилятора ВАЗ 2109 выйдет из строя, достаточно только нажать кнопку, чтобы остудить мотор. Для этой цели используется стандартное реле с нормальноразомкнутыми контактами. Аналогичные устанавливаются на свет, приводы электромоторов. Цена его в магазине около 50-70 рублей.
Скажу от себя: после того, как в пробках закипел пару раз, по причине невключения вентилятора, пришлось установить обычный выключатель и реле. К сожалению, ничего, кроме выключателя вентилятора печки с шестерки, не нашлось, поэтому поставил его.
И теперь, как только приближаюсь к затору, просто включаю вентилятор. И выключаю его после остановки. На маневренность и скорость это не влияет.
Даже с учетом, что карбюраторная девятка (холостые 900-930 держит), никаких рывков или попыток заглохнуть не происходит.
А можно использовать кнопки без фиксаторов, для этого необходимо включить в схему управления включением вентилятора ВАЗ 2109 один полупроводниковый диод. Вот только выключение такой системы возможно в случае, если производить разрыв цепи питания второй кнопкой.
Но это мелочи для человека, который более-менее разбирается в электрике. Вот такие полезные мелочи стоит добавить в свой автомобиль, чтобы выход из строя датчика вентилятора ВАЗ 2109 не застал вас врасплох.
о вентиляторе на ВАЗ 2109:
[]
Особенности
У современных моделей холодильников может быть несколько температурных датчиков, что усложняет диагностику поломки, ремонт и замену. Но при этом качество работы таких приборов намного лучше. С помощью нескольких измерителей регулируется микроклимат в каждом отсеке отдельно, что особо актуально для многокамерных, двухдверных аппаратов. Именно так обеспечиваются продвинутые возможности, например, создаются «зоны свежести», для которых лишь два датчика (только в холодильном и морозильном отсеке) недостаточно, так как поддержание особого микроклимата имеет свою специфику.
При поломке электронного детектора можно заменить только его часть с проводками или даже лишь сам наконечник с термопарой, если жилы целые, а при механическом варианте надо менять всю трубку, а это значит, что всегда потребуется вытаскивать весь термостат. Но проблема даже не в этом, а в том, что трубки с сильфоном (в данном случае, строго говоря, это и есть сенсор) не продаются, поэтому почти всегда меняют все термореле.
Как проверить вентилятор охлаждения на ВАЗ-2114: фото и видео
Перегрев двигателя грозит серьёзными последствиями: заклинит поршня, пробьёт прокладку блока, что перейдёт в капитальный ремонт силового агрегата. Поэтому, вентилятор охлаждения является важным элементом, предохраняющем силовой агрегат от предельного нагревания.
Причины неисправности на ВАЗ-2114
Вентилятор охлаждения двигателя может не запускаться при следующих обстоятельствах:
- Неисправность электродвигателя вентилятора. Проблема устраняется путём замены на рабочий; Меняем электродвигатель вентилятора
- Перегорел предохранитель. Необходимо заменить на новый; Меняем предохранитель
- Реле включения вентилятора не работает. Нерабочее заменяется новой, рабочей; Меняем реле включения вентилятора
- Обрыв в цепи электропитания. При обнаружении обрыва в линии, нужно восстановить провод или заменить его; Проверяем на обрыв в цепи
- Плохой контакт. Соединения зачищаются, следы окисления необходимо удалить;
- Поломка температурного датчика. Нерабочий заменяется на новый. Меняем датчик температуры охлаждающей жидкости
Видео о замене датчика включения вентилятора
Проверка работоспособности электродвигателя вентилятора охлаждения
Самый простой способ, проверить работоспособность вентилятора — накинуть на него два прямых провода: минус и плюс.
Плюс берётся с аккумулятора, минус с кузова автомобиля. Если при замыкании цепи он не сработал, значит проблема заключается именно в нём. При запуске лопастей, ищем проблему в другом месте.
Схема работы вентилятора охлаждения
В основном, при обнаружении нерабочего вентилятора выявляются несколько причин:
- Перегорел электродвигатель, обрыв в обмотке;
- Износ угольных щёток;
- Заклинил или рассыпался подшипник.
Если в двух последних случаях проблема решается так сказать, малой кровью, первый предполагает замену электромотора.
Важно! При накидывании проводов, основное питание электродвигателя нужно отсоединить
Порядок действий при проверке
Работа вентилятора на ВАЗ-2114 завязана через 2 предохранителя. Один из них отвечает ещё за звуковой сигнал. Проверить его можно нажав на клаксон. Если звука нет, заменить на целый. Расположен он в монтажном блоке, это 20-ти амперный, обозначенный маркировкой F5.
Проверяем и при необходимости меняем предохранители
Второй, находится под торпедой, со стороны пассажира. Под обшивкой расположены 3 реле с предохранителем для каждой. За работу вентилятора охлаждения отвечает средняя пара. Перегоревший элемент заменить на новый (предохранитель можно «прозвонить» мультиметром или ограничиться визуальным осмотром. Для проверки работоспособности реле потребуется омметр). Проверяя их состояние, заодно убедиться в нормальном состоянии контактов, при обнаружении окиси зачистить.
Важно! Обнаружив перегоревший предохранитель, не стоит ограничиваться его заменой на новый. Нужно обязательно найти причину обрыва, так как в ближайшее время новый снова перегорит
Проверка датчика включения вентилятора
Если причина не обнаружена, следующим шагом должна быть проверка работоспособности датчика включения вентилятора. Сделать это не сложно
Обесточить его и включить зажигание, при этом обратить внимание на вентилятор. Вращение лопастей говорит о том, что причина неполадки именно в датчике
Проверяем датчик включения вентилятора системы охлаждения
Ввиду того, что очень часто датчик начинает глючить, подавая ошибочные сигналы, рекомендуется проверить его ещё одним способом. Для этого понадобится ёмкость с антифризом или тосолом, термометр и мультимерт. К клеммам датчика подсоединяются провода от измерительного прибора, резьбовая часть датчика погружается в жидкость. Содержимое ёмкости нагреть до температуры срабатывания вентилятора (на ВАЗ 2114 — 92 градуса). При замыкании контактов мультимерт подаст звуковой сигнал. Значит датчик рабочий, если этого не произошло можно смело его выбрасывать и покупать новый.
Полезно! Перед установкой желательно проверить работоспособность купленного датчика таким-же способом.
Видео о проверке датчика включения вентилятора системы охлаждения
Итоговая проверка
Устранив проблему, завести мотор машины. Электродвигатель вентилятора должен запуститься примерно через 5 минут работы на холостом ходу. Если этого не произошло, а температура достигла нужной нормы, проведите диагностику неисправностей ещё раз.
carfrance.ru
Причины поломки датчика температуры ОЖ
Конструктивно датчик охлаждающей жидкости достаточно прост, и соответственно, выходит из строя редко. Обычно это происходит банально из-за его старости или механического повреждения. Например, коррозия контактов и металлических деталей корпуса может возникнуть из-за того, что вместо тосола или антифриза в систему охлаждения была залита обыкновенная вода (а тем более если эта вода «жесткая», то есть, с большим содержанием солей металлов). Также причинами выхода из строя этого устройства могут быть:
- Повреждение корпуса. Это может выражаться в различных аспектах. Зачастую при этом видны потеки охлаждающей жидкости, которая вытекает из резьбы датчика или его корпуса. Также при этом могут быть повреждены электрические контакты и/или непосредственно терморезистор, который будет выдавать некорректный сигнал.
- Окисление контактов. Иногда возникают ситуации, когда под воздействием испарений или просто от старости окисляются контакты на датчике, поэтому электрический сигнал не проходит через них.
- Повреждение «фишки». В некоторых случаях при механических повреждениях возможен выход из строя так называемой «фишки», то есть, группы контактов, которая подсоединяется к датчику температуры ОЖ. Проще говоря, перетираются провода у основании разъема. По статистике отзывов, найденных в интернете, это одна из самых распространенных неисправностей, которая случается с датчиком и соответствующей системой.
- Нарушение электрического контакта внутри датчика. В этом случае, к сожалению, ремонт вряд ли возможен, поскольку обычно его корпус запаян и не дает возможности доступа к внутренностям ДТОЖ. Соответственно, в этом случае датчик нужно только менять на новый.
- Нарушение изоляции проводов. В частности, речь идет о питающих и сигнальных проводах, которые идет на датчик от электронного блока управления и обратно. Изоляция может быть повреждена вследствие механического воздействия, перетирания или даже просто от старости, когда она «лущится» кусками. Особенно актуально это для тех машин, которые эксплуатируются в условиях большой влажности и резких перепадов температуры окружающего воздуха.
В случае, если существует возможность просто почистить корпус/резьбу/контакты датчика, то для восстановления его нормальной работы достаточно выполнить соответствующие мероприятия. Однако, если поврежден корпус, и/или выведен из строя внутренний терморезистор, то ремонт вряд ли возможен. В этом случае необходимо просто выполнить замену датчика на новый. Его цена невысока, а процесс замены несложный, и не займет много времени и усилий даже у начинающих автовладельцев.
Замена
Заменить неисправный ДТОЖ очень просто.
Пошаговая инструкция:
- Дождаться, когда двигатель полностью остынет.
- При необходимости слить антифриз из системы.
- Отсоединить клемму «минус» на аккумуляторе.
- Отсоединить разъемную клемму с датчика.
- Выкрутить элемент.
Замена осуществляется в обратном порядке. После завершения процедуры нужно включить зажигание без пуска двигателя. ЭБУ должен считать новую деталь, провести ее внутреннюю диагностику. Если прояснить причину неполадок не удалось, лучше обратиться в специализированный сервис.
Датчик охлаждающей жидкости очень важная деталь автомобиля. Поэтому для замены необходимо приобретать только оригинальные запасные части. Определить оригинальное производство ДТОЖ можно по артикулу, указанному на упаковке. Датчики для отечественных автомобилей ВАЗ маркируются артикулом 2101-3808600. Оригинальность моделей от зарубежных производителей для автомобилей ВАЗ и иномарок можно определить по таблице, представленной ниже.
Не стоит устанавливать подобные узлы от автомобилей других моделей. Электронная цепь может быть иной, датчик будет выдавать преждевременные, запоздалые, неточные данные, что повлияет на общую работоспособность автомобиля. Каждый датчик собран из учета объема двигателя, его мощности, общего объема охлаждающей жидкости в системе.
Система охлаждения важная часть систем автомобиля. Неисправный датчик может повлиять как на работу двигателя, целостность его составных элементов. Данная деталь достаточно дешевая по своей себестоимости. Ее замена поможет избежать целого ряда проблем с двигателем, а также больших финансовых вложений.
Расположение, устройство
Новые модификации автомобилей Камаз стали оснащаться более мощными двигателями, способными работать на предельных нагрузках. Большинство нагрузок определяются именно спецификой работы грузовиков. Например, дальномеры возят зачастую грузы, превышающие допустимые тоннажные нормы, негабариты перетаскивают грузы вообще несоразмерные объемам тягача, самосвалы испытывают большие нагрузки ввиду сложной местности, в которой приходится работать. Данные особенности эксплуатации привели конструкторов к мысли, что система охлаждения, которая устанавливалась на тягачи раньше, не способна справляться с современными условиями эксплуатации, поэтому помимо прочих условий реновации модельного ряда, данный узел также претерпел ряд изменений. Объем антифриза стал больше, поэтому понадобилось два термостата, чтобы контролировать уровень нагрева. Они объединены единым корпусом, размещенным на передней стенке правого блока цилиндров. Данное расположение является наиболее корректным, ведь антифриз подается слева направо.
Поменять термостат вполне можно самостоятельно. Перед заменой придется осуществить ряд сопутствующих демонтажных работ. Снимается ремень генератора, ослабляются фиксирующие болты, механизм отводится немного всторону. Демонтируются хомуты, со штуцера стаскивается гофра, только после этого можно сливать антифриз. Затем извлекается коробка термостатов. Чтобы их заменить, необходимо снять крышку. После замены неисправных блоков обязательно меняется сальник, закрывается коробка, фиксируется болтами.
Как снятьпоставить новый датчик
После покупки и проверки контроллера нужно сделать следующее:
- Скинуть клемму «минус» с аккумулятора;
- Снимаем крышку распределительного бачка охлаждения и пробку с радиатора;
- Подставляем емкость, отворачиваем краник на радиаторе и сливаем тосол;
- Сняв провода с датчика, ключом на 30 выворачиваем датчик за большую латунную гайку;
- Далее датчик снимается. Будьте внимательны, не уроните медное уплотнительное колечко на датчике.
После этого производится замена датчика на новый. При установке не забудьте перед тем, как завернуть датчик, промазать слоем высокотемпературного герметика соприкасающиеся места датчика и радиатора. Делать это нужно насухую. Такая схема действий позволяет избежать утечки тосола.
Теперь нужно завернуть пробку на радиаторе, залить собранный тосол, и, набросив минусовую клемму на АКБ, проверить работу датчика и вентилятора. Не забудьте продавить воздушные пробки в магистралях охлаждения ВАЗ 2107.
Все, можно отправляться в путь! Вентилятор будет работать.
Всем привет сегодня хочется поговорить о том, почему не работает вентилятор на автомобиле ВАЗ 2107. Как вы уже, наверное, знаете, что на автомобили ВАЗ 2107 устанавливались два вида двигателей карбюратор и инжектор. Поэтому цепи подачи напряжения на двигатель вентилятора охлаждения будут отличаться. На инжекторном двигателе ВАЗ 2107 ,двух контактный датчик вентилятора, который стоит в верхнем патрубке, при поднятии температуры охлаждающей жидкости выше той, на которую рассчитан, он должен подать сигнал на ЭБУ. Электронный блок управления, проанализировав сигнал, через реле включает вентилятор.
Поэтому первым делом при поиске неисправности начинают со снятия разъёма с датчика. Если сам вентилятор рабочий, то он должен заработать. Вставив в клеммы разъёма нагрузку в виде лампочки, он должен остановиться. Данным приёмом вы проверяете цепь электродвигателя вентилятора автомобиля ВАЗ 2107. Поэтому в случае необходимости датчик придется заменить.
Инжекторные моторы
Здесь все несколько сложнее, так как за работу электродвигателя радиатора отвечают следующие устройства:
- Электронный блок управления.
- Датчик температуры охлаждающей жидкости.
- Электромагнитное реле.
Причина, по которой может не срабатывать (или же часто слишком включаться) электровентилятор, кроется в одном из этих узлов. Конечно, двигатель включается чересчур часто в том случае, если соты радиатора снаружи или изнутри сильно загрязнены, если имеются воздушные пробки. А вот не включается он по причине наличия поломок в системе управления.
Итак, вам нужно для диагностики найти датчик температуры. Расположен он в одном из патрубков системы охлаждения двигателя ВАЗ 2107. Если посмотреть сверху на мотор, то его вы найдете под патрубком, который соединяет топливную рампу с дроссельной заслонкой. Чтобы проверить его, нужно отключить клемму и провести замер сопротивления между центральным выводом и массой. При температуре 20 градусов сопротивление должно быть около 3,5 кОм. Если же температура близка к 90 градусам, то сопротивление будет порядка 0,25 кОм.
Если сопротивления нет, либо оно значительно отличается от приведенных выше значений, то явно имеется неисправность датчика, ремонтировать его невозможно. Цена нового составит примерно 100-200 рублей (в зависимости от аппетита продавца). Но если исправен датчик, а электровентилятор не срабатывает, то нужно проверить его электродвигатель и реле включения. Если неполадок не обнаружено, проводите диагностику электропроводки.
Если и это не дало результата, вам потребуется помощь грамотного автоэлектрика. Скорее всего, сбилась прошивка или сгорела часть схемы электронного блока управления. Если больше никаких неприятностей нет, то вместо дорогостоящей замены ЭБУ окажется проще поставить датчик включения электровентилятора, благо в радиаторах место для его установки имеется.
Пожалуй, на этом поиск неисправностей можно завершить. Именно такого алгоритма будет достаточно, чтобы провести ремонт системы охлаждения. В том же случае, если не представляется возможным заменить реле или датчик, например, просто подключите электровентилятор к аккумуляторной батарее. Только после остановки обязательно отключайте его.
Принудительный обдув радиатора охлаждения применяется во всех без исключения автомобильных двигателях внутреннего сгорания. Это единственный вариант избежать перегрева силовой установки. Именно поэтому необходимо периодически проверять исправность электрической цепи включения вентилятора радиатора.
Проверяем вентилятор: способ раз.
Обладателям более “совершенных” кулеров (или если сопротивления вращению не обнаружено) я сразу посоветую обратиться к проверке кулера на работоспособность. Для этого его не нужно снимать с установленной позиции. Если есть возможность, отсоедините разъём от платы. Если нет, оставляем на месте, однако, сразу примечаем цветность проводов. А для проверки на работоспособность нам нужны только два из них.
Разъём в руках или нет, осматриваем маркировку вентилятора. Ищем вольтаж:
Для дальнейшей проверки нам требуется соответствующий блок питания. Батарейка. Она, конечно, не должна превышать по вольтажу параметр, указанный на кулере. У меня оба вентилятора на 12 В. Так что подойдёт обычная 9-вольтовая “крона”. Лучше новая, не подсевшая. Смонтируем на коленке пару проводников на её контакты:
Их лучше между собой надолго не перемыкать: ничего не взорвётся, конечно, но источник питания вам может ещё пригодиться.
Вернёмся к кулеру. На разъёме чёрный провод – “–“, обычно красный – “+” (жёлтый не нужен, он читает скорость; если у вас есть четвёртый, тем более оставим в покое, его предназначение – регулировка скорости кулера, что должно поддерживаться материнской платой). Подробнее об устройстве и принципе работы в статье Устройство кулера.
Минусовой проводок импровизированного аккумулятора сажаем на чёрный контакт джекера кулера, плюсовой – на красный:
Для наглядности я отрезал разъём от кулера и замыкаю на видео прямо на батарейку:
Красный на “плюс”, чёрный – на “минус” (чёрный провод на кулере есть всегда). Этот кулер рабочий.